Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Вариации

12.01.2011 в 22:54.

Быть может, вам случалось когда-нибудь слышать фортепианную балладу Грига. Начинается она с мелодии суровой и скорбной, похожей на народную песню-думу. А потом эта мелодия появляется еще много раз, но каждый раз - в новом обличье: то как взволнованный монолог, то как эпическое сказание, то в виде причудливого скерцо, то в характере траурного шествия. Форма, в которой сочинил Григ свою балладу, называется вариации или, точнее, тема с вариациями.

Латинское слово variatio означает изменение. В музыке вариациями называется такое произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Иногда меняется только ее сопровождение, но чаще - и она сама, ее ритм, темп, отдельные обороты.

Форма вариаций родилась в XVI веке. Тогда возникли две разновидности полифонических вариаций - пассакалья и чакона. В пассакалье - произведении величественного характера, тема не меняется. Она все время мерно и величаво звучит в самом нижнем, басовом голосе, в то время как в верхних голосах появляются и развиваются новые самостоятельные мелодии. Пассакальи писали многие композиторы XVII и XVIII веков, в том числе И. С. Бах. В наше время к старинной форме пассакальи часто обращался Д. Д. Шостакович (например, в четвертой части Восьмой симфонии, третьей части Первого скрипичного концерта).

Чакона похожа на пассакалью. Это тоже полифонические вариации. Но в чаконе тема, оставаясь неизменной, звучит не только в басу: она «путешествует» по разным голосам, появляясь то в верхних, то в средних, то в нижних. Широкой известностью пользуется Чакона Баха для скрипки соло. Играют ее и в переложении для фортепиано или органа.

В XIX веке форма вариаций получает большое распространение. В так называемых строгих вариациях тема изменяется не очень сильно: усложняется аккомпанемент, в мелодии появляются новые звуки, украшающие ее основной контур. Однако на всем протяжении пьесы сохраняется близкий начальному характер. Музыкальный образ обогащается, но остается узнаваемым. В творчестве Р. Шумана и Ф. Листа, а позднее у С. В. Рахманинова, у многих современных композиторов тема в вариациях изменяется очень сильно. Такие вариации называются свободными. В них уже не один, а много разных, даже контрастных образов.

Л. В. Михеева


Вариация, варьирование, варьировать, вариант — вот слова, которые знакомы каждому чуть ли не с первого класса. Во всяком случае на контрольных по математике всегда дают два варианта заданий. К этому слову так привыкли, что вдумываться в его смысл недосуг.

А между тем оно означает внешнее изменение формы при неизменной сущности. А это, как вы понимаете, такое частое явление в жизни, что возникает на каждом шагу.

Ведь почему эти ваши задачки и примеры на контрольных называют вариантами? Потому что те и другие однотипны, строятся по одному принципу. Только числа разные да условия: в одном случае считают мешки с картошкой, в другом — ящики с гвоздями.

Что же касается музыки, то каждый, конечно, замечал, как часто при повторении мы слегка изменяем мелодию. Это и есть вариант.

Но дело не только в этом. Музыка вообще не бывает без варьирования. Это закон. Такой же закон, как и то, что музыка не бывает без повторения. А где повторение — там и изменение. Это естественно, как жизнь. Наши дни могут быть похожи как капли воды, но ведь они разные. Меняется все, что движется, что происходит во времени.

Любопытно, что, варьируя музыку, композитор тем самым ее и утверждает, закрепляет в памяти. Изменяя, он как бы рассматривает ее с разных сторон, старается увидеть все ее возможности, убедиться в ее красоте и совершенстве.

Как правило, вариации — это инструментальная музыка. Но варьируются чаще всего самые популярные песенные или танцевальные мелодии. Инструмент как бы раскрашивает на все лады тот рисунок, который заключен в мелодии.

Музыкальный жанр вариаций очень богат по своим возможностям. Он один из самых старых, но равно широко используется и в современной музыке. Клавесинисты XVII- XVIII веков любили так называемые "орнаментальные" вариации, в которых мелодия как бы раскрашивалась фигурациями. Очень много ярких и увлекательных вариаций вы найдете у Гайдна, Моцарта, Бетховена. Целые "сюжеты" вкладывали в эту форму Шуман, Чайковский.

В наше время "сферы влияния" формы вариаций интересно разделились. В камерной и ансамблевой музыке вариации можно встретить в джазе, где импровизации на тему имеют строго определенные рамки и являются самыми настоящими вариациями. Другая сфера — симфоническая музыка, например Вариации на тему Фрэнка Бриджа Бенджамина Бриттена, Вариации на тему Гайдна Эдисона Денисова, Тема и восемь вариаций Бориса Чайковского.

М. Г. Рыцарева

Произведения


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова