Непреложные требования

Глава №12 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

В 1895 — 1898 годах Артуро Тосканини провёл три сезона в туринском театре "Реджо". Правда, в эти годы он дирижировал и в других городах – Тренто, Брешиа, Венеция, Болонья, Бергамо, Милан. Это было необходимо, чтобы добиться признания, но работа в Турине определила его дальнейшую творческую судьбу.

Здесь дирижёр встретился с музыкальным критиком Джузеппе Депанисом, который не только обладал высоким художественным авторитетом, но имел возможность осуществлять свои намерения, поскольку занимал видное положение в городском муниципалитете.

Взгляды Депаниса и Тосканини удивительно совпадали. Оба страстно любили музыку и стремились изменить к лучшему порядки, существующие в театрах. До тех пор дирижёр, даже самый известный оставался слугой публики. Если ей хотелось, чтобы певец повторил арию, дирижёр покорно выполнял её желание (тем более, что сами певцы считали исполнение на бис укреплением собственного престижа). Публика требовала от тенора держать на фермате свою коронную ноту бесконечно долго, и дирижёр, опустив руки, ждал, пока солист выпевал её. Слушатели настаивали на музыкальных фокусах.

Не только о композиторе, его замысле, но и об элементарном вкусе забывали. Приходили в театр, как в собственную гостиную: не столько послушать оперу, сколько для встречи с друзьями, ради демонстрации своих богатых туалетов и драгоценностей. Свет в зале горел в полную силу: в ложах шла своя жизнь, а на сцене — своя. И лишь при исполнении популярной арии или на какой-нибудь головокружительной ноте публика снисходила к певцам.

Тосканини, поддерживаемый Депанисом, добивался решительных изменений. Поначалу он притушил в зале свет во время действия, а потом и совсем погасил люстры; обратил внимание на световые эффекты на сцене; запретил бисирование, выходы певцов на аплодисменты во время действия; настойчиво боролся с исполнителями против бессмысленных вокальных украшений. Более тридцати лет продлится эта борьба с публикой и певцами, немало возникнет бурь, ругани и насмешек (объявлялись целые кампании против "своеволий" дирижёра), но в конце концов Тосканини одержит победу.

Очень показательны в этом отношении гастроли Тосканини в Палермо в театре "Политеама Гарибальди" (ещё в 1892 году). В ту пору в Сицилии всем управляла мафия. Ей подчинялись и правительственные чиновники, и простые пастухи. Её желания были законом и в театре. Если мафия требовала повторить какой-нибудь номер, никто не мог ей воспротивиться. Но Тосканини не признавал эти неписаные законы. Он, как всегда, не допускал ни одного биса. Мафия объявила театру войну: её функционеры с криками прошли по городу, угрожая дирижёру физической расправой.

Когда на следующем спектакле он поднялся на подиум, атмосфера в зале оказалась накалённой до предела. Тосканини невозмутимо поднял палочку. Он вёл оперу, будто за его спиной не слышалось ни свиста, ни шиканья, ни угроз — словно не замечая никаких признаков надвигающейся бури. И — произошло чудо. Один из главарей мафии вдруг подал знак прекратить шум: отвага молодого дирижёра пришлась ему по душе. Спектакль закончился благополучно. Артуро Тосканини никогда не поступался собственными принципами. Даже, кащалось бы, в мелочах. В 1896 году ему предстояло провести симфонический вечер в театре "Реджо" в Турине. После оркестровой пробы в фойе, как всегда, назначалась репетиция на сцене. Но там находились декорации, не убранные после вечернего спектакля.

Импресарио Акилле Пионтелли, друг Тосканини, попросил дирижёра репетировать в оркестровой яме. Тот согласился. Но когда на следующей день вчерашние декорации опять оказались на сцене, Артуро запротестовал. Он не мог выверить звучание оркестра с акустикой зала. Дирижёр потребовал ещё одну репетицию.

— Да, но когда? — возразил Пионтелли. — Вечером уже концерт.

— Перенесите его на следующее воскресенье.

— Это невозможно. Билеты уже все проданы, и нет времени предупредить публику об отмене.

Тосканини настаивал:

— Мне нужна ещё одна репетиция, иначе дирижировать не буду.

— Но я только что слышал генеральную, — возразил импресарио. — Она прошла великолепно.

— Для вас, но не для меня.

Вечером оркестр занял свои места на сцене. Зал полон. Но Тосканини не явился в театр. Посыльный, направленный в гостиницу, застал дирижёра лежащим в постели с книгой в руках. Пионтелли сам приехал к нему, умоляя провести концерт. Но уговоры оказались напрасны. Тосканини и не подумал подняться с кровати. Пришлось объявить, что вечер отменяется из-за внезапной болезни маэстро. Неделю спустя Тосканини, как ни в чём не бывало, дирижировал этим концертом.

Многое из задуманного удалось осуществить Тосканини в туринский период. С помощью Депаниса он создал постоянный муниципальный оркестр (прежде оркестры подбирались только на один сезон). Дирижёр провёл реформу музыкальной школы, сделав её резервом театра. В Турине молодой музыкант поставил спектакли, которые поражали своей художественной яркостью и цельностью.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова