Комментарии

Глава №119 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К содержанию

АББЬЯТИ, Франко (1898—1981) ― музыкальный критик и музыковед. Окончил Туринскую консерваторию по классу композиции. В 1928 г. стал рецензентом миланской газеты "Секоло сера" и в 1934 году перешёл в "Коррьере делла Сера". В 1949 году основал ежемесячный журнал "Ла Скала", которым руководил до 1957 года. Написал пятитомную "Историю музыки", монументальную биографию Верди (в 4 томах) и другие книги о музыке.

АЛЬБАНЕЗЕ, Личия (р. 1913) ― итальянская оперная певица, сопрано. Впервые выступила в опере в театре "Лирико" в Милане в 1934 году. Пела в "Ла Скала" и в других ведущих театрах Италии. С 1945 года жила в Италии, была солисткой "Метрополитен-опера". Лучшая её партия ― Баттерфляй в опере Пуччини. Ушла со сцены в 1966 году, продолжая периодически выступать в концертах.

БАРБЕР, Сэмюэл (1910―1981) ― американский композитор, автор многочисленных сочинений различных жанров. Популярностью пользуются его оперы Ванесса (1957) и Антоний и Клеопатра (1966), а также красочно инструментованная увертюра к "Школе злословия" Шеридана.

БАРБЛАН, Гульельмо (1906—1978) – итальянский музыковед и критик. Окончил Римскую консерваторию по классу виолончели. В 1932 году, завершив концертную деятельность, стал преподавать в консерватории в Больцано. С 1949 года ― библиотекарь Миланской консерватории. С 1926 по 1932 год был музыкальным критиком "Имперо" в Риме, с 1961 года сотрудничал в еженедельнике "АВС". Избран президентом основанного в 1864 году в Милане итальянского общества музыкознания. Автор музыкально-исторических работ о Верди, Доницетти и других композиторах.

БЕКИ, Джино (1913—1993) ― итальянский певец, баритон, В 1936 году выступил на оперной сцене в Эмполи. Прекрасный вокалист и актёр. Один из лучших исполнителей партии Фигаро в Севильском цирюльнике Россини. Гастролировал в странах Европы и Америки. Снимался во многих фильмах.

БЕРГМЕН, Роберт — виолончелист Парижского симфонического оркестра, с которым Тосканини, находясь во Франции, подготовил несколько программ. Его воспоминания о репетициях с маэстро появились во французском журнале "Музыкальное искусство".

БОУЛТ, Адриан (1889—1983,) — английский дирижёр, ученик Никиша и Регера, основатель и первый руководитель оркестра "ЭнБиСи". Вместе с Тосканини принимал участие в Зальцбургских фестивалях. С 1950 года занимал пост главного дирижёра Лондонского филармонического оркестра, с которым в 1956 году выступал в Советском Союзе. А. Боулт посвятил Тосканини статью в журнале "Музыкальное время" и главу в книге "Мысли о дирижировании".

ВАЛЬДЕНГО, Джузеппе (1914—2007), в 1933 году окончил Туринскую консерваторию по классу гобоя и английского рожка, а по классу пения ― в 1937 году. Там же по совету директора консерватории композитора Франко Альфано начал заниматься пением. Дебют певца состоялся в 1937 году в оперном театре Александрии, где он исполнил партию Шарплеса в опере Мадам Баттерфляй Пуччини. Затем певец почти сразу же выступил в миланском оперном театре, исполнив партию Марселя в Богеме Пуччини. Успешный дебют вывел его на сцены других крупных театров Италии в том числе "Ла Скала". По приглашению Тосканини выступал с его оркестром на "ЭнБиСи" в партиях Яго, Амонасро и Фальстафа в операх Верди (в концертном исполнении). Эти же партии пел в "Метрополитен-опера". В 1956 году возвратился в Италию, выступал на сценах лучших европейских музыкальных театров.

ВАЛЬТЕР, Бруно (1876―1962) ― выдающийся немецкий дирижёр. Дирижировал в оперных театрах и филармониях Европы и Америки. В 1930 ― 33 годах руководил знаменитым лейпцигским оркестром "Гевандхауз". Эмигрировал из фашистской Германии в Австрию, а затем в США. С Тосканини впервые встретился в 1926 году. Вместе они дирижировали в Зальцбурге и Люцерне.

ВОТТО, Антонино (1896―1985) ― итальянский дирижёр. Закончил Неваполитанскую конерваторию. С 1923 года начал дирижёрскую карьеру ассистентом Тосканини в "Ла Скала". Много гастролировал в Европе и Америке. Выдающийся интерпретатор итальянских опер. В миланском театре дирижировал всеми спектаклями, поставленными режиссёром Лукино Висконти с участием Марии Каллас.

ГАВАДЗЕНИ, Джанандреа (1909—1996) ― итальянский дирижёр, композитор, музыковед. Работал преимущественно в оперных театрах, пропагандируя произведения веристов и современных композиторов ― Малипьеро, Петрасси, Даллапикколы, Пиццетти. Автор оперы Паоло и Вирджиния (1935). С конца 1940-х годов занимался только дирижированием. А 1965 ― 1968 годах был художественным руководителем "Ла Скала". Много гастролировал по Европе и Америке. С миланским театром неоднократно приезжал в Москву. Его перу принадлежат исследования творчества Мусоргского, Бетховена, Беллини, Доницетти.

ГАЛЕВИ, Жак (1799―1862) ― французский композитор, педагог. Учился музыке у А. Бертона и Л. Керубини. Лауреат Римской премии. Был концертмейстером и хормейстером "Итальянского театра" в Париже. С 1833 преподавал в Парижской консерватории. Среди его учеников композиторы Ш. Гуно, Ж. Бизе, К. Сен-Санс. Наибольшую известность получила его опера Жидовка. Автор мемуаров "Воспоминания и портреты" (1861).

ГАРА, Эудженио (1888—1985) ― итальянский музыкальный критик. Сотрудник «Оджи», «Еуропео», «Музика д'оджи», «Коррьере делла сера», «Рассенья музикале» и других периодических изданий. Занимался главным образом изучением пения и деятельности певцов. Выпустил книги о Карузо (1947), Каллас (1958) и других великих вокалистах.

ГАТТИ, Гвидо Мария (1892—1973) – итальянский музыкальный деятель и критик. С 1913 по 1915 год в Турине редактировал журнал "Музыкальная реформа". В 1920 году основал ежемесячник "Пианофорте", который с 1928 года стал называться "Рассенья музикале". С 1925 по 1931 год был директором Туринской оперы. С 1951 года – музыкальный критик еженедельника "Темпо". Вице-президент Национальной ассоциации театральных критиков. Написал книги о Шумане, Пиццетти, Казелле и других музыкантах.

ГИРИНГЕЛЛИ, Антонио (1903— 1979) ― с 1945 года чрезвычайный комиссар и с 1948 года — генеральный директор театра "Ла Скала".

ДАЛЬ МОНТЕ, Тоти (1893―1975) ― итальянская певица, колоратурное сопрано. Дебютировала в "Ла Скала" в опере Франческа да Римини Зандонаи. Пела во многих театрах Италии. С 1922 года в течение десяти сезонов по приглашению Тосканини выступала на миланской сцене. Среди лучших её партий Джильда и Виолетта в операх Верди, Амина в Сомнамбуле Беллини, Лючия и Линда в операх Доницетти, Баттерфляй, Мими, Лиу в операх Пуччини. Объездила с гастролями многие страны мира. Неоднократно пела Розину в Севильском цирюльнике с Шаляпиным. Снималась в музыкальных фильмах. В 1931 и 1956 годах приезжала с гастролями в Советский Союз, в 1963 ― с драматической труппой Ф. де Лулло.

ДАЛЬ ФАББРО, Беньямино (1910—1989) – итальянский поэт и музыкальный критик. Сотрудничал в миланских еженедельниках. Автор нескольких фундаментальных трудов но истории музыки. Д'АМИКО, ФЕДЕЛЕ (1912—1990) ― один из самых блестящих итальянских критиков, автор книги "Музыкальные истории".

ДЕЛЛА КОРТЕ, Андреа (1883—1968) — старейший итальянский музыковед и критик, профессор истории музыки в консерватории и университете Турина. Опубликовал многотомные исследования по истории итальянской оперы и музыкальной критики. Немало книг посвятил композиторам Паизиелло, Сальери, Беллини, Верди, Глюку, Моцарту и др. Автор "Музыкального словаря", выдержавшего шесть изданий. Много лет занимался изучением биографии и творчества Тосканини, написал много статей и книг о дирижёре, в том числе фундаментальный труд "Тосканини глазами критика" (Турин, 1958).

ДЕЛЬ КАМПО, Джузеппе (1890―1950) ― дирижёр, учился в Парме, дебютировал как виолончелист, в 1915 году впервые встал на подиум ― в Парме, дирижируя оперой Андре Шенье, с тех пор много выступал в театрах Италии.

ДЕ САБАТА, Виктор (1892―1967) ― итальянский композитор и дирижёр. Учился в миланской консерватории. Встал за дирижёрский пульт в 1912 году в оперном театре Монте-Карло. С 1927 года в течение 30 лет работал в "Ла Скала". Прославился как интерпретатор музыки Верди и Пуччини. Выступал с симфоническими оркестрами. Много гастролировал. Написал оперу Скала (1917) и балет Тысяча и одна ночь (1931)

ДАВЕНПОРТ, Марсия (1903—1996) ― американская музыкальная писательница.

ДЖИЛЬИ, Беньямино (1890―1957) – выдающийся итальянский певец ― тенор. Учился пению в Музыкальной академии "Санта Чечилия" в Риме у Котоньи и Розати. В 1914 году на международном конкурсе вокалистов в Парме получил первую премию. В 1918 году Тосканини пригласил его в "Ла Скала". Выступление в спектакле Мефистофель Бойто открыло перед ним двери всех театров мира.

ДЖОРДАНО, Умберто (1867―1948) ― итальянский композитор, один из ярких представителей оперного веризма. Член Итальянской Академии. В 1890 году окончил консерваторию в Неаполе. Уже первая его опера ― Малавита, представленная на конкурс, организованный издателем Сонцоньо в 1888 году, обратила на себя внимание и вызвала интерес за рубежом. Но всемирную известность принесла опера Андре Шанье (премьера в "Ла Скала" в 1896 году). Другие популярные оперы композитора ― Федора (1898), Мадам Сен-Жён (1915). Балет ― Волшебная звезда (1928).

ИНГИЛЛЕРИ, Джованни (1894―1959) ― итальянский баритон и композитор. Окончил неаполитанскую консерваторию по классу рояля и композиции, дебютировал в Милане на оперной сцене в Силе судьбы Дж. Верди, пел в крупнейших театрах мира, исполняя ведущие партии во многих операх ХХ века. В его репертуаре насчитывалось 130 партий, преподавал в Пезаро и Милане.

КАЗАВОЛА, Франко (1891―1955) ― итальянский композитор, ученик Респиги. Впоследствии стал музыкальным критиком, сотрудничая в газетах Рима и Барии. После 1936 года писал в основном музыку для кино.

КАЛЬЦИНИ, Раффаэле (1885—1953) — итальянский музыкальный критик, старый друг А. Тосканини.

КАМПАНИНИ, Клеофонте (1860―1929) ― итальянский дирижёр.

КАНИЛЬЯ, Мария (1906―1979) ― итальянская певица, сопрано. В 1920 году дебютировала на оперной сцене в Турине, исполнив партию Хризотемиды в опере Р. Штрауса Электра. Пела во многих музыкальных театрах Европы и Америки. Исполняла как лирические, так и драматические партии: Мими, Тоска, Аида, Дездемона, Эльза (Лоэнгрин), Норма и др.

КАНТЕЛЛИ, Гвидо (1920―1956) ― итальянский дирижёр, единственный ученик Тосканини, которого дирижёр считал своим подлинным преемником. С 1945 года выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы. В 1949 году по приглашению Тосканини дирижировал оркестром "ЭнБиСи". С 1951 года ― руководитель Лондонского симфонического оркестра с 1956 года ― дирижёр оркестра "Ла Скала". Погиб в авиационной катастрофе. С 1961 года на родине маэстро в Новаре проводится конкурс молодых дирижёров его имени.

КАРАЯН, Герберт фон (1908―1989) ― австро-немецкий дирижёр. Его называли "главным дирижёром Европы". Учился в зальцбургском "Моцартеуме" и Венской Академии музыки и сценических искусств. Дирижёрскую деятельность начал в 1927 году в оперном театре города Ульм, где работал до 1933 года. В 1937 году дебютировал в берлинской "Стаатсопер". Первый большой успех ― постановка Тристана и Изольды Вагнера (1937). Участник многих фестивалей в Зальцбурге, Вене, Байрейте, Эдинбурге, Люцерне. Выступал как дирижёр и режиссёр во многих европейских оперных театрах, в том числе в "Ла Скала". В 1964 году принимал участие в первых гастролях миланского театра в Москве, дирижируя Богемой Пуччини. С 1954 года возглавил Филармонический оркестр Западного Берлина. Одновременно был музыкальным руководителем зальцбургских фестивалей (с 1964 года) и венской "Стаатсопер"(с 1976). Учредитель фонда имени Караяна (1969), на средства которого проводятся международные научные конференции музыкантов и конкурсы дирижёров. Неоднократно гастролировал в Советском Союзе ― с оркестром венской филармонии, театром "Ла Скала" и западноберлинским симфоническим оркестром. С 1956 года возглавлял Венскую государственную оперу и Зальцбургский фестиваль.

КАРБОНИ, Уильям — альтист Нью-йоркского оркестра "ЭнБиСи", много лет игравший под управлением А. Тосканини.

КАРУЗО, Энрико (1873—1921) – великий итальянский певец ― лирико-драматический тенор. Вышел из бедной семьи кузнеца, работал на литейном заводе. Начал петь на сценах провинциальных театров Италии в 21 год, после восьми лет учёбы. Дебютировал в неаполитанском "Театро нуово" в опере Друг Франческо Морелли (1894). В 1897 году был приглашён в миланский театр "Лирико". Первый большой успех ожидал его в этом театре в 1898 году на премьере оперы Федора Джордано (Лорис). Известность певца упрочилась после "итальянского сезона" (1898 ― 1899) в Петербурге, где он выступал в операх Травиата, Богема, Паяцы и др. Через год он снова пел в Петербурге и Москве. В конце 1901 году пел в "Ла Скала" Фауста на премьере оперы Бойто Мефистофель, где главную роль с триумфом исполнил Ф. Шаляпин, а также в Богеме, которой дирижировал Тосканини. Под руководством маэстро пел Те Деум Верди на вечере памяти композитора в 1901 году. С 1902 года много гастролировал по Европе и Америке. С 1903 по 1920 год был постоянным солистом "Метрополитен-опера", одновременно выступая в различных городах мира. Обладал исключительным по красоте и силе голосом, выдающимся актёрским мастерством. Лучшие партии певца: Манрико, Радамес, Герцог, Неморино, Каварадосси, Канио, Хозе и др. О творческих связях Тосканини и Карузо Витторио Торторелли, хорошо знавший певца и слышавший его во всех партиях, рассказывает в своей книге "Энрико Карузо".

КАТАЛАНИ, Альфредо (1854―1893) ― итальянский композитор. Музыке учился в Лукке, Париже и Милане. В 1875 году в Театре консерватории (Милан) была поставлена его "восточная эклога" ― Серп, за которую он получил специальную премию. Лучшие оперы ― Валли, Лорелея и др. ― близки веристам.

КОНФАЛОНЬЕРИ, Джулио (1896—1972) — итальянский критик и композитор. С 1926 года постоянно жил в Милане, сотрудничал в периодических изданиях, на радио и телевидении, вёл композиторскую и концертную деятельность. Кроме многих переложений старой итальянской музыки, создал новую редакцию опер Керубини. С 1954 года руководил школой пения в "Ла Скала" и читал лекции по истории музыки на курсах при театре.

ЛАУРИ-ВОЛЬПИ (1892―1979) ― итальянский певец, тенор. Пению учился в музыкальной академии "Санта-Чечилия" у Котоньи и Розати. Дебютировал на оперной сцене в 1919 году. В 1922 году по приглашению Тосканини исполнял партию Герцога в "Ла Скала". Неоднократно возвращался в этот прославленный театр. Выступал в "Метрополитен-опера". Гастролировал во многих городах мира. Среди лучших его партий ― Рауль в Гугенотах Мейербера, Манрико, Радамес, Герцог, Каварадосси в Тоске Пуччини. Написал несколько книг по вокальному искусству. На русский язык переведён его труд "Вокальные параллели".

ЛЕМАН, Лотте (1888-1976) — немецкая певица (сопрано), дебютировала в 1910 году в Гамбурге в партия Фрикки в "Золоте Рейна". С 1914 года пела в Венской опере. Одна из крупнейших исполнительниц опер Вагнера и Р. Штрауса. Одна из тех представителей немецкой художественной интеллигенции, кто покинул родину в период правления нацистского режима. После конфликта с Г.Герингом эмигрировала в США.

ЛУАЛЬДИ, Адриано (1885—1971) — современный итальянский композитор, дирижёр и музыкальный писатель. Опубликовал пятнадцать томов сочинений: "Музыкальные вечера" (1928), "Искусство дирижировать оркестром" (3-е изд. – 1958), "Музыкальные путешествия по Советскому Союзу" (1941), "Искусство фуги» (1955) и др. Сотрудничал как музыкальный критик во многих периодических изданиях. Руководил консерваториями в Милане, Флоренции и других городах Италии. Много выступал с концертами в различных странах Европы, Америки и Африки. В 1931–31 годах с успехом гастролировал в Советском Союзе.

МАЛИБРАН, Мария Фелисита (1808―1836) ― французская певица, колоратурное меццо-сопрано, одна из самых выдающихся певиц XIX века. Дочь испанского певца и композитора М. Гарсиа-старшего, сестра Полины Виардо. Пению обучалась с 1816 года в Париже под руководством отца. В 1825 году дебютировала на оперной сцене в Лондоне. В 1828 году впервые выступила в "Гранд-опера" и в "Итальянском театре", с 1832 года гастролировала по Италии, в 1834 ― 1836 годах пела в "Ла Скала".

МАРКЕЗИ, Эрманно – солист оркестра театра "Реджо" в Парме. Работал с Тосканини в различных оркестрах, в том числе и в "Ла Скала".

МАРТИНЕЛЛИ, Джованни (1885―1969) ― итальянский певец, драматический тенор. Пению обучался в Милане, где дебютировал в 1920 году на сцене театра "Даль Верме". Через год Джакомо Пуччини пригласил певца на роль Ники в Девушке с Запада в "Сан-Карло", на неаполитанскую премьеру оперы. С триумфом выступал в "Ковент-гардене" и "Ла Скала". Более 100 спектаклей спел на сцене "Метрополитен-опера". В Нью-Йорке считался преемником Карузо в партиях Отелло, Манрико, Радамеса, Хозе, Самсона в опере К. Сен-Санса.

МЕЛИС, Кармен (1885―1967) ― итальянская певица, сопрано. Училась пению у К. Кариньяни в Милане, дебютировала в Новаре в 1903 году в опере П. Масканьи Ирис. Обладая исключительной музыкальностью и редкой природной драматической выразительностью, с огромным успехом выступала на подмостках крупнейших театров мира на протяжении 30 лет. Наибольший успех ей принесло исполнении партии Манон. В 1935 году покинула сцену и стала преподавать пение в Пезаро и Милане.

МИЛА, Массимо (1910—1988) ― музыкальный критик. Окончил Туринскую консерваторию, где с 1953 года преподавал историю музыки (а также в Туринском университете, с 1960 года). С 1966 года сотрудничал в журнале "Эспрессо", писал статьи в различные итальянские и зарубежные журналы и музыкальные словари. Автор книг "Опера Верди" (1933), "Мануэль де Фалья" (1962) и других.

МИТРОПУЛОС, Димитри (1896―1960) ― греческий дирижёр, пианист и композитор. Окончил консерваторию в Афинах. Автор оперы Сестра Беатриса (1920). Возглавлял многие крупные симфонические оркестры ― Берлинской филармонии, Бостонский, Нью-Йоркский филармонический и другие. С конца 50-х годов работал главным образом как оперный дирижёр ― в "Метрополитен-опера", "Ла Скала", в венской "Стаатсопер" и др. Репертуар его огромен, кроме классических произведений западных композиторов и сочинений современных ему авторов он дирижировал русскими операми ― Борис Годунов и Евгений Онегин.

МОЛИНАРИ-ПРАДЕЛЛИ, Франческо (1911—1996) ― итальянский дирижёр и пианист. Учился в Болонье и Риме. Впервые встал за дирижёрский пульт в 1938 году. Работал преимущественно в оперных театрах Болоньи, Бергамо, Брешии, Милана ("Ла Скала"), Лондона ("Ковент-гарден"), Сан-Франциско, Вены. С 1966 года дирижировал в "Метрополитен-опера". Особенно глубоко и оригинально трактовал партитуры Верди, Доницетти, Пуччини. С театром "Ла Скала" приезжал на гастроли в Москву.

МУЦИО, Клаудиа (1889―1936) ― итальянская певица, лирико-драматическое сопрано. Дебютировала в 1910 году в Ареццо. Пела в театрах "Даль Верме", "Ла Скала", "Ковент-гарден", "Метрополитен-опера", в Чикагской опере. Одна из крупнейших певиц первой половины XX века. Прекрасный голос и подлинное трагедийное дарование потрясали публику многих стран. Её называли "Дузе оперной сцены". Была первой исполнительницей партии Джорджетты в опере Пуччини Плащ. Особенно удавались ей оперы Верди и композиторов-веристов.

ПАЗЕРО, Танкреди (1893―1983) ― итальянский певец, бас. Дебютировал в 1917 году. Пел в лучших театрах Италии и за рубежом. Был первым басом в "Ла Скала" в 1926 ― 1952 годах.

ПИНЦА, Эцио (1892―1957) ― итальянский певец, высокий бас. Пению обучался в Болонской консерватории имени Дж. Б. Мартини. Дебютировал в 1914 году в Санчнино (близ Кремоны) в партии Оровезо в Норме Беллини. Пел в других театрах Италии. В 1922 ― 1924 годах ― солист "Ла Скала". Выступал в лучших оперных театрах мира, в том числе в "Метрополитен-опера" (1926―1948). В 1949 году впервые участвовал в мюзикле на Бродвее, исполнив главную роль в Южном Тихом океане Роджерса и Хаммерштейна. Прославился исполнением опер Моцарта и классического итальянского репертуара. Выступал в русских операх: Черевик в Сорочинской ярмарке Мусоргского, Борис Годунов, Салтан, царь Додон в Золотом петушке Римского-Корсакова.

ПОНКЬЕЛЛИ, Амилькаре (1843―1886) ― итальянский композитор, дирижёр, органист и педагог. Профессор Миланской консерватории, среди его учеников ― Джакомо Пуччини. Автор десяти опер, из которых Джоконда получила всемирное признание.

ПИРС, Жан (1904—1984) ― американский оперный певец ― тенор. В 1956 и позже гастролировал в Советском Союзе.

ПРЮНЬЕР, Анри (1886―1942) ― один из крупнейших французских музыковедов, издатель, музыкальный и общественный деятель. Изучал историю музыки по рукововдством Р. Роллана в Сорбонне. Автор многих выдающихся исследований, в которых широта исторических обобщений и проницательность суждений сочетаются с блестящим литературным стилем изложения.

ПЯТИГОРСКИЙ, Григорий (1903—1976) — выдающийся виолончелист. Учился в Московской консерватории, в классе фон Глена. В первые послереволюционные годы ― солист оркестра "Большого театра". С 1921 года жил за границей. В 1962 и 1966 годах приезжал в Москву как член жюри Международного конкурса имени П. Чайковского.

РАДИУС, Эмилио – итальянский музыкальный критик; много писал для журнала "Ла Скала".

РАЦЦИ, Джулио – композитор, племянник Пуччини. В 1926 году получил диплом Миланской консерватории (учился под руководством И. Пиццетти). В 1928 году был художественным руководителем Генуэзского радио, в 1929-м – Римского радио. В 1947-м году – главным директором радиопрограмм. Вицепрезидент национального центра по изучению популярной музыки в Риме.

РИНАЛЬДИ, Марио – музыкальный критик. Изучал историю и эстетику музыки в Римском университете. Начал свою критическую деятельность в газетах "Трибуна" и "Коррьере ди Рома". С 1946 года работал в "Мессаджеро". С 1941 года преподавал историю музыки в Римской консерватории. С 1951 по 1962 год был руководителем отдела печати римского оперного театра. Опубликовал книги: «Искусство Ильдебрандо Пиццетти и „иностранцы"» (1930), "Верди и Шекспир" (1933), "Антонио Вивальди" (1943), "Музыка в радиотелевизионных передачах" (I960), "Вердиана" (1962) и другие.

СЕРАФИН, Туллио (1878―1968) ― итальянский дирижёр. Учился в Миланской консерватории как скрипач. По окончании учёбы играл в оркестре "Ла Скала". Как дирижёр дебютировал в 1900 году в Ферраре (Аида Верди). Работал во многих оперных театрах Европы и Америки. Был главным дирижёром "Ла Скала" и "Метрополитен-опера". Руководил крупнейшими симфоническими оркестрами мира. Выдающийся интерпретатор классического оперного репертуара, инициатор постановок в Италии опер Р. Штрауса, Берга, Бриттена, в США ― опер Мусоргского, Пуччини, Джордано. Сыграл большую роль в творческом становлении ряда выдающихся певцов – Т. Гобби, М. Каллас, Дж. Сазерленд.

СКОТТИ, Антонио (1866―1936) ― итальянский певец, баритон. Выступал в лучших театрах мира. Признанный Скарпиа в Тоске Пуччини и Фальстаф в одноимённой опере Верди.

СЛЕЗАК, Лео (1873―1946) ― известный австрийский певец, тенор. Дебютировал в 1896 году в Вене в заглавной партии оперы Вагнера Лоэнгрин, которая на всю жизнь осталась любимой в его обширном репертуаре. С 1901 по 1934 год часто выступал на сцене венской оперы. Гастролировал во многих странах в том числе и в России. Во время пребывания Тосканини в "Метрополитен-опера" пел в руководимых им спектаклях центральные теноровые партии, особенно удачно Отелло. Выпустил несколько книг, обнаруживших его незаурядное литературное дарование, наблюдательность и тонкий юмор.

СТАБИЛЕ, Мариано (1888―1968) –– прославленный итальянский певец, баритон, ученик знаменитого Котоньи. Начал петь в театре Палермо в 1911 году, дебютировав в Богеме. Выступал со многими итальянскими и зарубежными дирижёрами. Репертуар артиста был очень широк –– от Моцарта до Джордано, от Верди до Мейербера, Вагнера, Пуччини, Респиги, Флотова и др. В 1921 году Тосканини пригласил его петь Фальстафа в опере Верди в "Ла Скала". Это было подлинное утверждение артиста. С 1964 года он вёл курс усовершенствования оперных певцов в консерватории в Пезаро.

СТИНЬЯНИ, Эбе (1907―1974) ― итальянская певица, меццо-сопрано. Окончила Неаполитанскую консерваторию. На оперной сцене впервые выступала в 1925 году в театре "Сан-Карло" в Неаполе. В 1927 году была приглашена в "Ла Скала". Гастролировала во многих странах мира. Оставила сцену в 1957 году.

ФОРЦАНО, Джоаккино (1884―1970) ― итальянский драматург, сценарист, либреттист, режиссёр драматического и музыкального театров и кино.

ФУРТВЕНГЛЕР, Вильгельм (1886―1954) ― немецкий дирижёр, композитор, музыковед.

ХЬЮЗ, Спайк (р. 1908) ― английский музыкальный критик и композитор. Много работал на радио и телевидении и как автор передач, и как композитор –– создатель радиопьес и телеопер. В январе 1957 года, через два дня после смерти Тосканини выступил на "ЭнБиСи" с передачами памяти великого музыкантам. Он же создал специальную программу на английском телевидении, посвящённую годовщине смерти дирижёра. Написал немало книг о музыке и музыкантах. В 1959 году в Лондоне вышла его книга "Наследие Тосканини", в которой раскрываются творческие методы дирижёра.

ЧИНЬЯ, Джина (1900—2001) ― итальянская оперная певица, сопрано.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова