Чайковский. «Воспоминание о Флоренции»

String Sextet (d-moll) «Souvenir de Florence», Op. 70

06.04.2014 в 14:18.
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

В 1886 г. Петр Ильич Чайковский был избран почетным членом Петербургского общества камерной музыки. Он пообещал создать для этой организации новое камерно-инструментальное произведение. Годом позже он сообщил, что это будет секстет. В 1887 г. во время путешествия по Кавказу Чайковский в одном из писем упоминает об эскизах секстета для струнных инструментов, правда, признаваясь, что занимается этим «немножко через силу». Сочинение произведения затянулась надолго – по словам композитора, причиной тому была «не тугость мысли, а новость формы», поскольку прежде он не обращался к такому инструментальному составу. Особенно тревожит композитора чистота камерного стиля: «Я ведь хочу не музыку какую-нибудь сочинить и потом на секстет аранжировать, а …чтобы это ничем иным, как секстет, и быть не могло». Это представляется Петру Ильичу задачей «невероятно трудной», но постепенно работа увлекает его, и в 1890 г. – по возвращении во Фроловское – замысел обретает реальные очертания.

Незадолго до этого Петр Ильич побывал во Флоренции, где в течение сорока четырех дней была написана «Пиковая дама». Петр Ильич полюбил этот итальянский город, и новое камерное сочинение Чайковского получило заглавие «Воспоминание о Флоренции», и посвящено оно было Петербургскому обществу камерной музыки.

В процессе создания этого произведения Петра Ильича особенно беспокоила сложность естественного сочетания голосов, но эту задачу композитор разрешил прекрасно, обогатив фактуру имитациями и сочетанием мотивов, в результате чего струнный секстет приобрел очень насыщенное, почти оркестровое звучание. Но необычным для Чайковского был не только инструментальный состав – большинство произведений позднего периода отличаются драматической конфликтностью, и Секстет на этом фоне выделяется своим лирически-светлым характером: это действительно воспоминания о городе, красотой которого человек мог наслаждаться, чувствуя себя счастливым. Картинность образов и большое количество жанровых тем придает произведению некоторые черты сюитности.

Первую часть – Allegro con spirito – можно соотнести с яркой картиной уличной жизни, которую автор мог наблюдать в Италии: оживленная тема, проводимая скрипкой, звучит в нюансе ff, а аккомпанемент всех остальных участников ансамбля напоминает звучание маленького оркестра. Мотив главной партии становится основой аккомпанемента для побочной – лирической, играющей более значимую роль. Ее начинает излагать скрипка, но по мере развития возникает страстный «дуэт» с виолончелью. Выразительный мотив, основанный на интонации квинты, возникает в заключительной партии и затем играет важную роль в разработке, где в изобилии используются приемы имитационной полифонии. Динамичная реприза завершается виртуозной кодой.

Часть вторая – Adagio cantabile e con moto – напоминает проникновенную итальянскую арию. Соло скрипки сменяется «дуэтом» с виолончелью, мелодия передается от инструмента к инструменту, обогащаясь подголосками и контрапунктами.

Часть третья – Allegretto moderato – проникнутая печалью, не является традиционным скерцо (лишь в среднем разделе возникает оттенок скерциозности).

В четвертой части – Allegro vivace – ритм тарантеллы сочетается с маршеобразностью. Развитие тематического материала происходит в двойной фуге. Звучание финала мощно и поистине оркестрально.

Летом 1890 г. Петр Ильич завершил секстет «Воспоминание о Флоренции», но с исполнением композитор не торопился. Не спешил он и с публикацией – он заверил председателя Общества камерной музыки, что не станет издавать произведение, пока оно не будет исполнено членами этой организации. Причина заключалась не только в посвящении Обществу – композитор желал выслушать все возможные замечания и советы, чтобы вновь переработать партитуру с их учетом и только после этого опубликовать ее. Его по-прежнему беспокоило отсутствие должного опыта: «Ведь это мой первый опыт выйти из рамок квартета». Произведение впервые прозвучало в Санкт-Петербурге ноябре 1890 г. в узком кругу. Композитор остался недоволен своим творением, в частности, двумя последними частями, и принял решение их переработать, однако этот замысел был реализован только в январе 1892 г. Новый вариант Секстета впервые прозвучал в ноябре 1892 г.

Оценка Секстета, ставшего для Петра Ильича последним камерно-инструментальным сочинением, была неоднозначной с самого начала и остается таковой ныне. Иногда его называют наиболее слабым из камерных сочинений Чайковского, но вряд ли с этим можно согласиться. Возможно, он действительно уступает струнным квартетам, но всё же в нем немало пленительных, приковывающих слух мелодий.

Публикации

Словарные статьи

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова