Вячеслав Сук

13.04.2011 в 16:40.
Вячеслав Иванович Сук

Народный артист РСФСР (1925). «Как музыкант, начавший работу еще при П. И. Чайковском и Н. А. Римском-Корсакове и работавший с ними, В. И. много взял от этих мастеров. Он и сам был музыкантом крупнейшего значения. Как дирижер он был мастером с большой эрудицией, которых у нас было немного: в этом отношении его можно сравнить только с Направником. Он отвечал всем требованиям, которые можно предъявить к дирижеру крупного масштаба. В. И. был центром музыкальной жизни Большого театра и крупнейшим авторитетом: его слово для всех было законом — «так сказал Вячеслав Иванович».

М. Ипполитов-Иванов недаром в этих словах сравнивает Сука с Направником. Дело не только в том, что оба они, по национальности чехи, обрели в России новую родину, стали выдающимися деятелями именно русской музыкальной культуры. Сравнение это правомерно еще и потому, что роль Сука в жизни Большого театра аналогична роли Направника в отношении петербургского Мариинского театра. В 1906 году пришел он в Большой театр и работал здесь до самой смерти. Буквально за несколько минут до кончины обсуждал Вячеслав Иванович со своими сотрудниками детали постановки «Сказания о невидимом граде Китеже». Замечательный мастер передавал эстафету неутомимого служения искусству новому поколению советских дирижеров.

Он приехал в Россию как скрипач-солист оркестра под управлением Ф. Лауба из Праги, где окончил в 1879 году консерваторию. С тех пор и начался его труд на русской музыкальной ниве. В его карьере не было ошеломляющих взлетов. Упорно и настойчиво добивался он осуществления поставленных задач, набирался опыта. Сначала молодой артист служил скрипачом в оркестре киевской частной оперы И. Я. Сетова, потом в Большом театре. С середины 80-х годов начинается его дирижерская деятельность в провинциальных городах — Харькове, Таганроге, Вильно, Минске, Одессе, Казани, Саратове; в Москве Сук дирижирует спектаклями итальянского оперного товарищества, в Петербурге руководит частной «Новой оперой». В ту пору ему приходилось зачастую работать с довольно слабыми оркестровыми коллективами, но везде он добивался значительный художественных результатов, смело обновлял репертуар за счет классических произведений русской и западноевропейской музыки. Еще в тот «провинциальный период» с искусством Сука познакомился Чайковский, который писал о нем в 1888 году: «Я положительно изумлялся его капельмейстерскому мастерству».

Наконец, в 1906 году, уже умудренный опытом Сук возглавил Большой театр, достигнув здесь вершин исполнительского творчества. Он начал с «Аиды» и в дальнейшем неоднократно обращался к лучшим зарубежным образцам (например, оперы Вагнера, «Кармен»); его постоянный репертуар составляли около пятидесяти опер. Однако безусловные симпатии дирижера были отданы русской опере, и прежде всего Чайковскому и Римскому-Корсакову. Под его управлением шли здесь «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Садко», «Майская ночь», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок» и другие шедевры великих русских композиторов. Многие из них впервые были поставлены на сцене Большого театра Суком.

Он умел заражать своим энтузиазмом весь исполнительский коллектив. Главную свою задачу он видел в точной передаче авторского замысла. Сук неоднократно подчеркивал, что «дирижер должен быть благожелательным истолкователем композитора, а не злостным критиком, который мнит себя знающим больше самого автора». И Сук без устали работал над произведением, тщательно оттачивая каждую фразу, добиваясь предельной выразительности от оркестра, хора, певцов. «Вячеслав Иванович, — рассказывает арфистка К. А. Эрдели, — всегда долго и упорно прорабатывал каждую деталь нюансировки, но в то же время следил за выявлением характера целого. Сперва кажется, что дирижер долго останавливается на мелочах. Но когда художественное целое подается в готовом виде, становятся ясными и цель и итоги такого метода работы». Вячеслав Иванович Сук был жизнерадостным и дружелюбным человеком, требовательным наставником молодежи. В Большом театре царила атмосфера редкого энтузиазма и любви к музыке».

После Великой Октябрьской революции, продолжая активную деятельность в театре (и не только в Большом, но и в Оперном театре имени К. С. Станиславского), Сук - систематически выступает на концертной эстраде. И здесь репертуар дирижера был очень широк. По единодушному мнению современников, жемчужиной его программ всегда оставались три последние симфонии Чайковского, и прежде всего «Патетическая». И в последнем своем концерте 6 декабря 1932 года он исполнял Четвертую и Шестую симфонии великого русского композитора. Верой и правдой служил Сук русскому музыкальному искусству, а после победы Октября стал одним из ревностных строителей молодой социалистической культуры.

Лит.: И. Ремезов. В. И. Сук. М.,1933.

Л. Григорьев, Я. Платек

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова