Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen)

04.12.2010 в 13:35.
Карлхайнц Штокхаузен

В 1947-1951 занимался в кёльнской Высшей музыкальной школе по классу фортепиано у X. О. Шмидт-Нойхауза, по музыкально-теоретическим предметам — у Г. Шрёдера. Одновременно изучал философию, филологию и музыковедение в Кельнском университете. Брал уроки композиции у Ф. Мартена, в 1951 учился на Дармштадтских курсах современной музыки, в 1952 — в Парижской консерватории у О. Мессиана (музыкальный анализ и музыкальная эстетика). В 1954-56 прошёл курс фонетики, теории информации и коммуникативных исследований в Боннском университете. С 1953 сотрудник Студии электронной музыки Кёльнского радио (с 1963 руководитель). В 1954-59 выступал на страницах журнала «Die Reihe» (Вена) с работами, посвященной серийной и электронной музыке. С 1953 доцент Дармштадтских курсов, вёл курс композиции в ряде ун-тов США. В 1963-68 руководитель основанных им Курсов новой музыки (Кёльн), а также международной группы исполнителей электронной музыки. В 1971-77 профессор кёльнской Высшей музыкальной школы. С 1958 выступает как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собственных сочинений в различных странах.

Штокхаузен — один из наиболее влиятельных представителей современного музыкального авангардизма. Уже в первых своих сочинениях («Перекрёстная игра», «Контрапункты») он отходит как от тонального мышления, так и от серийной техники, выдвинув на передний план муз.-акустич. задачи. Штокхаузен проводит эксперименты с движущимися источниками звука, пытаясь утвердить независимость и эстетич. самоценность отд. параметров муз. звука (тембр, высота, длительность звучания). Главной целью своих композиций считает «объединение звуков», в к-ром доминирующую роль играет алеаторное распределение муз. элементов. Штокхаузен широко пользуется приёмами коллективной исполнительской импровизации с привлечением разнообразной технич. аппаратуры. В своих соч. добивается пространственно-звуковых эффектов, иногда грубо натуралистических, чаще — окрашенных в фантастич. звуковые «цвета». Тяготеющее к «космической мистериальности» творчество Штокхаузена представляет собой в большой степени результат его рационалистических концепций, в основе к-рых лежат философские, психологич., медицинские, муз.-технологич. задачи. Некоторые произв. получили сценич. интерпретацию в качестве балетных или вок.-танц. пост. («Гимны» и др.). Во франц. городе Экс-ан-Прованс Международным центром по изучению совр. музыки с 1977 проводятся семинары «Музыка Штокхаузена» (худ. рук. К. Самюэль). В 1978 в итал. городах Брешиа и Бергамо состоялся 1-й Междунар. конкурс композиторов имени Штокхаузена.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова