Соната

12.01.2011 в 16:31.

Если сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью. Подобно им, соната делится на несколько «глав» - частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману или повести соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая форма, которая называется сонатной.

Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно сравнить с действием в драматической пьесе. Вначале композитор знакомит нас с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из трех разделов - завязки или экспозиции, в которой основные темы появляются (экспонируются) в разных тональностях, собственно действия - разработки - и итога - репризы.

Разработка - средний раздел сонатной формы - раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Темы, прозвучавшие впервые в экспозиции, показываются здесь с новых, неожиданных сторон. Они расчленяются на короткие мотивы, сталкиваются, переплетаются, видоизменяются, борются одна с другой. В конце разработки состояние неустойчивости, борьбы, достигает высшей точки - кульминации - и требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза. В репризе и происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Все музыкальные темы сонаты в репризе появляются в одной, основной тональности. Иногда завершает первую часть сонаты кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, еще раз утверждается основная, «победившая» тональность.

Вторая часть, в отличие от первой, сочинена, как правило, в медленном движении. Музыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенный пейзаж.

Финал сонаты выдержан обычно в быстром, подчас даже стремительном движении. Это - итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным.

Классический сонатный цикл сложился в одно время с симфонией, во второй половине XVIII века. Однако термин «соната» возник еще в XVI веке. Он произошел от итальянского слова sonare - звучать. Первоначально так называли любое инструментальное произведение в отличие от кантаты (cantare - петь). И лишь с возникновением нового жанра инструментальной музыки это название стало принадлежать только ему одному безраздельно.

Сонаты писали и пишут многие композиторы, начиная с Корелли (XVII век) и до наших дней. Эпоху в инструментальном творчестве составили сонаты Д. Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана. Замечательны по своим художественным достоинствам сонаты русских и советских композиторов: Рахманинова, Скрябина, Метнера, Ан. Александрова, Мясковского, Прокофьева.

Кроме сольных фортепианных сонат, существуют сонаты для большего числа инструментов: сонаты для скрипки или виолончели и фортепиано, инструментальные трио и квартеты - они, как правило, тоже являются по своей форме сонатами. Сонатой для сольного инструмента и оркестра можно назвать инструментальный концерт.

Тем, кто начинает учиться музыке, приходится иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. В дословном переводе слово «сонатина» означает «маленькая соната». Она меньше настоящей сонаты по размерам, а кроме того значительно легче технически, более проста по содержанию.

Л. В. Михеева


По-латыни sonus - звук, sonare - звучать. В эпоху средневековья итальянское слово "соната" означало исполнение, игру на музыкальных инструментах. Затем в течение нескольких веков - просто инструментальную музыку, а к концу XVI века сонатой стали называть самостоятельную инструментальную пьесу, в отличие от вокальной. Такие произведения встречаются в творчестве итальянского композитора Ф. Маскеры. Но уже в начале следующего столетия распространился жанр так называемой трио-сонаты для ансамбля из двух струнных и чембало. Несколько позже сформировались и ее композиционные признаки. Четырехчастный цикл с парным контрастом частей - медленно, быстро, медленно, быстро.

В конце XVII века, с расцветом скрипичного мастерства, появилась скрипичная соната (в творчестве Дж. Торелли, Дж. Витали, А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини). И наконец, в начале XVIII века, с развитием клавирной музыки, а также музыкального мышления в целом, расцвел жанр сонаты для клавира. До нашего времени не потеряли художественного значения клавир- ные сонаты Д. Скарлатти, И. Кунау, сыновей И. С. Баха - Ф. Э. Баха, И. К. Баха и многих других музыкантов.

"Охватывающей все характеры и все выражения" назвал сонату немецкий композитор И. А. Шульц в 1775 году. И действительно, в ней целый мир. Самые разнообразные темы, приобретая самостоятельность, становятся как бы персонажами богатейшего инструментального театра. Даже несколько крупных частей сонатного цикла (обычно три или четыре) напоминают несколько действий театрального спектакля. Вслушайтесь в фортепианные сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена. Вы найдете среди них драмы и пасторали, трагедии и комедии. Конечно, это условно, содержание сонат представляет собой мир чисто музыкальных образов, но их богатство неисчерпаемо. "Сюжетное" действие сонаты обычно разворачивается по определенной, но очень гибкой и универсальной схеме, которая называется сонатной формой. Она основана на сопоставлении двух контрастных тем: главной и побочной. В первом разделе формы эти темы экспонируются (поэтому она и называется экспозицией); во втором - разрабатываются (это разработка); в третьем - повторяются в несколько измененном виде: побочная тема как бы подчиняется главной (это реприза). В сонатной форме обычно пишется первая часть сонаты (ее называют формой сонатного аллегро), но могут быть написаны и медленная часть, и финал цикла.

К нашему времени соната изменилась, усложнилась, произведений в этом жанре стало значительно меньше. Но соната жива и по-прежнему необходима как композиторам, так и слушателям.

М. Г. Рыцарева

Главы из книг

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова