Классика на CD
лицензионные диски от интернет-магазина Ozon.ru
главная персоналии произведения словарь записи книги


Опера Римского-Корсакова «Садко»

Sadko

12.01.2011 в 15:04.

Опера русского композитора Римского-Корсакова (1898, Москва), в 7 картинах. Либретто композитора и Бельского по мотивам русских былин.

Главные персонажи: Садко (тенор), Волхова (сопрано), Любава (меццо-сопрано), Нежата (контральто), Дуда (тенор), Сопель (тенор), Окиан-море (бас), Варяжский гость (бас), Индийский гость (тенор), Веденецкий гость (баритон), Видение (баритон), Фома Назарьич (тенор), Лука Зиновьич (бас).

1 картина

В Новгороде идет веселый пир, веселятся купцы, корабельщики, новгородский люд разных сословий. Здесь настоятели новгородские Фома Назарьич и Лука Зиновьич, гусляры Нежата и Садко, скоморохи Дуда и Сопель. Нежата поет о славных старых временах. Затем песню подхватывает Садко. Он мечтает о том, что, будь у него золотая казна, накупил бы товаров, снарядил корабли и отправился бы в дальние страны, разнося по свету славу Новгорода. Знатным людям не понравились дерзкие речи гусляра. Они гонят его с пира.

2 картина

Светлой ночью на берегу Ильмень-озера сидит задумавшись Садко и поет о своих мечтах. Вдруг появляется стая белых лебедей. Лебеди оборачиваются красными девицами, дочерьми Окиана-моря, царя морского. Среди них прекрасная Волхова, младшая дочь морского царя. Садко запел песню, девицы разбрелись по лесу. На берегу осталась одна Волхова. Она рассказала гусляру, что все старшие сестры просватаны за синие моря, лишь ей быть венчанной за добрым молодцем. Приглянулась Волхова юноше, залюбовался он ею, готов забыть жену свою Любаву Буслаев-ну. Но ночь прошла. Пора девицам возвращаться на дно морское. На прощание дарит Волхова Садко трех рыбок-золотые перья. Если Садко поймает таких рыбок в Ильмень-озере, будет счастлив и богат.

3 картина

Любовь Буслаевна всю ночь ждет Садко и грустит: верно разлюбил ее гусляр. Наконец появляется Садко и рассказывает о том, что готов биться "об велик заклад", что есть в озере рыбка-золотое перо. Пойдет он и поймает ее.

4 картина

Весь Новгород собрался на берегу озера. Здесь же и заморские гости со своим товаром. Вокруг все потешаются над Садко. Где ж его золотая казна, а то купил бы диковинных товаров? Все воспринимают его слова о чудо-рыбках как очередную пустую похвальбу, но он готов заложить буй-ну голову в обмен на все товары, что поймает рыбку-золотое перо! Закинул сети гусляр и вытащил три рыбки, обернувшиеся золотыми слитками. Теперь он богат и может снарядить корабли в путь. Он просит заморских гостей рассказать про далекие края, те поют ему о своих прекрасных землях. Благодарит Садко гостей, прощается с женой и отправляется с дружиной в путь.

5 картина

Прошло 12 лет. Плывут по Окиан-морю корабли Садко. Вдруг передний корабль останавливается с поникшими парусами. Это царь морской гневается, что Садко не платит ему дани. Бросили жребий, кому идти на дно морское к царю. Выпал жребий Садко. Только скрылся он под водой, снова подул ветер, корабль понесся по морю.

6 картина

На раковине, запряженной касатками, опускается гусляр на дно морское. Царь встречает его грозно. Но Волхова вступается за Садко. Пусть лучше споет. Царю песни понравились, и он решил женить Садко на Волхове. Все чудища морские собрались на свадебный пир. Садко на гуслях играет, все с царем во главе танцуют. Началась от этого на море буря, тонут корабли. Откуда ни возьмись появляется на пиру Видение, старчище могуч-богатырь. Он посохом выбил из рук Садко гусли. Пляска остановилась. Говорит Видение: "Отпускай дочь наверх к Новгороду, станет она речкой навек, власти же царя морского конец". Садятся молодые в раковину и покидают подводное царство.

7 картина

На берегу Ильмень-озера спит Садко. Песню поет ему Волхова. Светает, и царевна морская оборачивается речкой. Садко просыпается и слышит причитания жены. Он радостно обращается к ней: "Ты, жена моя любимая!" И поплыли по реке Волхове корабли Садко. Вокруг народ дивится на реку, поет славу Садко, Волхове, Окиан-морю синему.

Е. Цодоков


Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

САДКО — опера-былина Н. Римского-Корсакова в 7 к., либретто композитора при участии В. Стасова, В. Бельского, Н. Штрупа и В. Ястребцева. Премьера: Московская русская частная опера, 26 декабря 1897 г., под управлением Е. Эспозито, художники К. Коровин и С. Малютин (А. Секар-Рожанский — Садко). В последующих спектаклях партию Волховы исполняла Н. Забела, Варяжского гостя — Ф. Шаляпин.

Тема былины о Садко волновала Римского-Корсакова с юности. Одно из первых его значительных произведений — симфоническая картина «Садко»; в 80-х гг. возник оперный замысел. В 1894 г., еще в период работы над "Ночью перед Рождеством", композитор начал делать наброски, а с середины 1895 г. вплотную приступил к сочинению и в 1896 г. завершил оперу-былину, в которой использовал эпизоды своей оркестровой пьесы. Первоначальный план либретто был предложен историком музыки Н. Финдейзеном, однако он не удовлетворил композитора. Затем новый сценарий составил Н. Штруп; в создании окончательной версии решающее значение имели советы В. Стасова. По его указаниям композитор ввел образ верной жены Садко — Любавы, картину новгородского пира, сцены торжища. В работе над либретто участвовал знаток древней русской литературы В. Бельский, насытивший лексику былинными оборотами, а также горячий почитатель творчества Римского-Корсакова, музыкант-любитель В. Ястребцев. Музыкальная драматургия «Садко» сочетает образы реальные и сказочные, что характерно для творчества композитора. Если в "Младе" и "Ночи перед Рождеством" все действие определялось борьбой добрых и злых сил, а герои оставались сравнительно пассивными, то в «Садко» исключительное значение имеют воля и решимость человека. В новом свете выступают взаимоотношения человека и природы: обручение Садко с Морской царевной носит символический характер.

«Садко» — произведение эпическое. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование. Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство. Образ Садко ощутимо меняется в пределах 2-й к. (у Ильмень-озера). В музыке гениально выражено «лирическое волнение» героя; душа Садко раскрывается в общении с природой и выливается в песне, прославляющей ее красоту. Исключительно своеобразен вокальный язык оперы. Композитор писал: «...что выделяет моего „Садко" из ряда всех моих опер, а может быть, и не только моих, но и опер вообще,— это былинный речитатив. <...> Речитатив этот — не разговорный язык, а как бы условно-уставный былинный сказ или распев, первообраз которого можно найти в декламации рябининских былин. Проходя красной нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный, былевой характер, который может быть оценен вполне только русским человеком».

Наряду с былинным речитативом в партиях Садко, Нежаты композитор широко применил песенный склад (Любава) и многообразные ариозные формы. В песнях торговых гостей — Веденецкого, Варяжского, Индийского — он проявил глубокое постижение иноземной культуры. Мир Руси и Запада, реального и фантастического, земного мира и царства подводного глубоко и своеобразно воплощен в опере.

Не менее ярко, чем индивидуальное, воплощено хоровое начало. Кульминация героической линии оперы — песня дружины Садко «Высота ль, высота поднебесная», завершающая 4-ю к.

«Садко» после "Снегурочки" и до "Сказания о невидимом граде Китеже" — едва ли не самое значительное создание Римского-Корсакова. Здесь достигнута высочайшая гармония всех элементов, вновь подтвердившая незыблемость и жизненность глинкинских заветов. Опера эта, глубоко национальная и самобытная, открывшая новую главу в истории русской музыки, пришлась не по вкусу высочайшим ценителям. Николай II вычеркнул ее из намеченного репертуара Мариинского театра и выразил желание, чтобы дирекция «подыскала что-нибудь повеселее». «Садко» был впервые поставлен на сцене Частной оперы в Москве. Это был передовой оперный театр, объединивший талантливую труппу, украшением которой являлись Ф. Шаляпин, Н. Забела, А. Секар-Рожанский, Е. Цветкова. Хотя возможности Частной оперы, в особенности оркестра и хора, были значительно ниже Мариинского театра, постановка явилась огромным событием русского искусства. Передовая критика Москвы и Петербурга (где «Садко» был показан на гастролях) горячо приветствовала и произведение и спектакль. Если в первых трех представлениях наибольший успех имел исполнитель заглавной партии А. Секар-Рожанский, то начиная с четвертого, когда в роли Волховы впервые выступила Н. Забела, в сознании слушателей опера прежде всего ассоциировалась с образом Морской царевны.

Полному торжеству спектакля способствовал Ф. Шаляпина в партии Варяжского гостя. Суровая мощь, грозное величие созданного гениальным артистом образа потрясали слушателей.

Постановка в Частной опере положила начало сценической жизни «Садко». В 1898 г. он с успехом был поставлен в Харькове под управлением В. Сука, в 1899-м — в Казани, в 1900-м — в Тифлисе, в 1901-м — в Мариинском театре под управлением Э. Направника. И. Ершов, вошедший в спектакль после премьеры, раскрыл могучий, героический образ удалого гусляра. 24 октября 1906 г. состоялась премьера в Большом театре под управлением В. Сука (А. Нежданова — Волхова, А. Боначич — Садко, Ф. Шаляпин, В. Петров — Варяжский гость). С тех пор опера долгое время не сходила со сцены, являясь одной из основ национального репертуара. Однако в последние годы театры не проявляют к ней внимания.

Один из наиболее значительных спектаклей был поставлен в Большом театре в 1949 г. под управлением Н. Голованова, режиссер Б. Покровский, художник Ф. Федоровский (Г. Нэлепп, Н. Ханаев — Садко, В. Давыдова — Любава, Н. Шпиллер, Е. Шумская — Волхова, М. Рейзен — Варяжский гость). С успехом опера шла в Ленинграде (Театр им. Кирова, 1953) и других городах. В «Садко» выступали крупнейшие русские артисты. Традиции Н. Забелы и А. Неждановой, А. Секар-Рожанского, И. Ершова, Ф. Шаляпина, В. Петрова получили продолжение в исполнительской практике вокалистов последующих поколений. За рубежом опера впервые была показана в Париже (1908), позднее — в Нью-Йорке (1930, под управлением Т. Серафина, с Э. Джонсоном в заглавной партии), в Лондоне (1931, театр «Лицеум», под управлением Э. Гуссенса), Риме (1931), Милане (1938), Берлине (1947).

А. Гозенпуд

Записи

Публикации

Главы из книг

Словарные статьи


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru. Форум
© 2004–2014 Проект Ивана Фёдорова