Шуман. Симфония No. 4

Symphony No. 4 (d-moll), Op. 120

10.03.2011 в 15:50.
Роберт Шуман / Robert Schumann

История появления Четвертой симфонии Роберта Шумана оказалась непростой. Ре-минорная Симфония родилась как «младшая современница» Первой, известной как «Весенняя»: оба произведения относятся к счастливому и плодотворному 1841 г., когда композитор – после стольких лет упорной борьбы – наконец-то мог насладиться счастьем супружеской жизни с давно и горячо любимой женщиной. В это счастливую пору композитор переживал исключительный творческий подъем – до такой степени, что для создания симфонии в четырех частях требовались считанные дни: Первая симфония была написана в течение четырех дней весной 1841 г., ре-минорная – в сентябре, и на ее создание тоже ушло несколько дней. Обе симфонии вскоре после создания были представлены публике оркестром Гевандхауза, одна – под управлением Феликса Мендельсона-Бартольди, другая – Фердинанда Давида. Однако судьба произведений оказалась различной: если «Весенняя» была принята публикой благосклонно, то вторая симфония успеха не имела. Шуман винил в этом дирижера, полагая, что если бы за дирижерским пультом в тот вечер стоял сам Мендельсон, премьера была бы более успешной – композитор был убежден, что по своим музыкальным достоинствам эта симфония не ниже первой, что со временем признание придет и к ней. Однако в последующие годы композитор не публиковал это сочинение и не добивался его нового исполнения – очевидно, какие-то сомнения относительно его достоинств у автора все-таки были. Второе рождение произведения состоялось по прошествии десятилетия после его создания – вернувшись к симфонии в 1851 г, композитор переработал ее, изменив оркестровку. В новой редакции произведение было обозначено как Симфония № 4 ре минор.

Симфония ре-минор – новаторское произведение, в котором композитору удалось добиться органичного слияния классического сонатного цикла с гибкостью построения формы, граничащей с фантазией (композитор даже намеревался первоначально назвать произведение «Симфонической фантазией»). Строение симфонического цикла традиционно: быстрые крайние части, между которыми располагаются медленная часть и скерцо, однако исполняются они без перерыва, непосредственно переходя одна в другую. Кроме того, их объединяет общность тематического материала. Лейтмотив, проходящий красной нитью через все произведение, присутствовал в Первой симфонии, однако там его развитие было подчинено некому логическому плану, здесь же оно напоминает свободную игру воображения. Отсюда проистекает многообразие тематических связей, которые могут варьироваться от почти точного воспроизведения той или иной темы до едва уловимого интонационного родства.

Первая часть – Ziemlich langsam – Allegro. Lebhaft – начинается с медленного вступления, построенного на неторопливо развертывающейся меланхолической теме. К концу вступления темп ускоряется, подготавливая сонатное allegro. Строение экспозиции необычно: как правило, в сонатной форме сопоставляются минимум две темы, здесь же тема одна, только в мажорном варианте она играет роль главной партии, а в минорном – побочной. И только в разработке – в ходе развития музыкального материала экспозиции – появляются новые контрастные темы. Одна из них маршеобразна, в ней присутствует пунктирный ритм, вторая – лирична, но в коде и она приобретает маршеобразность, а главная партия в унисонном изложении звучит очень торжественно.

Часть вторая – Romanze: Ziemlich langsam – названа «Романсом». Ее первый аккорд воспринимается как минорный отзвук последнего аккорда предыдущей части. Поэтичная мелодия – простая, но очень оригинальная – предвосхищает лирические темы народно-песенного склада, которые будут появляться в произведениям Иоганнеса Брамса и даже Эдварда Грига. Мелодии «отвечает» реминисценция лирической темы из вступления к первой части, в среднем разделе она варьируется в мажорном ладу.

Третья часть – Scherzo: Lebhaft – Trio – своим энергичным, упругим ритмом напоминает скерцо из Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, но шумановское скерцо кажется не таким жестким и воинственным. В обоих трио развивается вариант темы из среднего раздела второй части.

В финале – Langsam – Lebhaft – торжественно звучит маршеобразная тема из разработки первой части, играющая здесь роль главной партии. Другие темы не нарушают этого ликующего настроения. Фугато, играющее роль разработки, переходит в репризу, завершающуюся стремительной кодой.

Какова была судьба ре-минорной симфонии Шумана? Она была исполнена в мае 1851 г. в Дюссельдорфе, дирижировал сам композитор. Впоследствии она стала наиболее популярной из симфоний Роберта Шумана. Впрочем, Иоганнес Брамс был убежден, что переработка не пошла произведению на пользу – по его мнению, «утяжеление» оркестровки в новой редакции сделало невозможным то «свободное и грациозное движение», которое было присуще симфонии изначально (Брамс полагал, что на такие действия автора «соблазнил скверный дюссельдорфский оркестр»). В 1891 г. стараниями Брамса была издана первая редакция Четвертой симфонии, хотя Клара Шуман – вдова композитора – этого не желала.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова