Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Геннадий Рождественский (Gennady Rozhdestvensky)

04.12.2010 в 13:35.

Геннадий Рождественский (Gennady Rozhdestvensky)

«Это одаренный молодой музыкант. Он обладает замечательной музыкальней памятью, четким выразительным жестом, хорошо чувствует оркестр... Я не сомневаюсь, что при большой, серьезной работе из Геннадия Рождественского выйдет прекрасный дирижер». Эти слова, сказанные выдающимся советским дирижером Ю. Файером еще в 1952 году, вскоре оправдались: Рождественский выдвинулся в число ведущих дирижеров страны.

А встреча его с Файером произошла в Большом театре, где Рождественский — студент Московской консерватории — начал стажироваться в 1951 году. Впервые в истории крупнейшего театра страны за его пульт встал такой молодой дирижер. В консерваторию он пришел из Центральной музыкальной школы и стал заниматься по фортепиано у Л. Оборина и по дирижированию у своего отца — Н. Аносова. Почти одновременно с театром Рождественский отлично зарекомендовал себя на концертной эстраде.

В консерваторские годы началась и гастрольная деятельность Рождественского. С программой из произведений Чайковского он выступил в Ленинграде, в 1951 году студенческий оркестр под его управлением принял участие в берлинском фестивале молодежи и студентов, а через два года этот же оркестр стал победителем фестивального конкурса в Бухаресте. В дальнейшем Рождественский неоднократно и с нарастающим успехом гастролировал во многих странах — и самостоятельно, и вместе с разными советскими оркестрами.

В 1954 году дирижер окончил консерваторию. К этому времени он уже был принят в Большой театр, регулярно выступал в концертных залах. Широкий художественный диапазон музыканта отразился и в его дипломной программе, включавшей произведения Баха, Рахманинова, Прокофьева; члены государственной комиссии принимали у него экзамен и в Большом театре — Рождественский дирижировал «Золушкой» Прокофьева.

Творческая «всеохватность» осталась характерной чертой музыканта и в зрелый период. С одинаковым мастерством дирижирует он балетными и оперными спектаклями, симфоническими и камерными оркестрами. Так же многогранна и его исполнительская палитра. Дирижер Е. Рацер пишет: «Рождественский — дирижер интеллектуального плана. Ясность музыкальной мысли неизменно влечет его. Он испытывает искреннюю радость, соприкасаясь с произведениями, отличающимися отточенностью композиторского мастерства. Умеет оценить и раскрыть перед слушателями совершенство формы, прелесть той или иной детали, метко найденной автором. Интеллектуализм ощущаешь не только в его исполнении, но и во всем его облике, в выборе программ, в манере репетировать, в подходе к изучаемому произведению... Большая роль интеллектуального начала совсем не означает, что творчество Рождественского лишено эмоционального заряда... Рождественский ведет оркестр активно, уверенно. У него всегда есть свое, определенное отношение к исполняемой музыке. Но творчество несовместимо для него с каким бы то ни было насилием: он менее всего склонен навязывать что-либо. В этом особенность его художественной натуры».

Огромная эрудиция и отточенное профессиональное мастерство позволяют Рождественскому постоянно обращаться в своих программах к самым различным музыкальным пластам. В молодые годы он дирижировал в Большом театре балетами «Спящая красавица» Чайковского, «Ромео и Джульетта» и «Сказ о каменном цветке» Прокофьева; невозможно перечислить интересные программы, исполненные им с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения, который он возглавляет с 1961 года; став в 1965 году главным дирижером Большого театра, Рождественский уже в ближайшее время включил в свой репертуар «Войну и мир» Прокофьева, осуществил музыкальное руководство в постановках оперы «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена и балета «Щелкунчик» Чайковского.

При всем разнообразии творческих интересов дирижера его внимание устремлено к современной музыке. Он охотно становится первооткрывателем новых произведений советских композиторов, возрождает незаслуженно забытые сочинения. Здесь прежде всего должны быть названы творения С. Прокофьева: Вторая, Третья, Четвертая симфонии, опера «Игрок» (в концертном исполнении), симфонический эскиз «Осеннее», сюита из балета «На Днепре». Из прокофьевской музыки к спектаклям «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и кинофильму «Пиковая дама» Рождественский сделал сюиту «Пушкиниана». В то же время он регулярно знакомит аудиторию с образцами современной зарубежной музыки, среди которых сочинения Хиндемита, Шёнберга, Берга, Мартину, Пуленка, Мийо, Ибера, Онеггера и других композиторов.

Книги Рождественского: «Дирижёрская аппликатура» (1974), «Мысли о музыке» (1975), «Преамбулы» (1989), «Треугольники» (2001).

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова