Глава VII. Опера «Голос человеческий». Последние годы жизни (продолжение)
Глава №97 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЗато вторая тема вступления звучит часто, она призвана символизировать темное трагическое начало:
<нотный пример № 59>
На интонациях этой темы (первые три звука) построено заключение оперы, написанное в духе траурного марша, в который врываются звуки темы любви:
<нотный пример № 60>
Она появляется в моменты полного отчаяния и безысходности (цифры 8, 49, 56, 59, 85, 99), перед звонком телефона, как бы символизируя вступление в действие некой могущественной и бездушной силы. К той же группе следует отнести темы или, точнее сказать, прерывистые гармонические «кляксы», появляющиеся всякий раз, когда телефонный разговор внезапно прерывается, вызывая чувство отчаяния Женщины (цифры 5, 45, 84, 97); а также — аккорды колокольного звучания (цифра 6, третий такт перед цифрой 19), относящиеся к кому-то неизвестному, вмешивающемуся в разговор:
<нотный пример № 61>
Особо следует сказать об использовании одного важного жанрового момента — неоднократно возникающем ритме и интонациях колыбельной (не менее значительно также появление отзвуков траурного шествия в заключении), символизирующих некое призрачное успокоение.
Впервые музыка близкая колыбельной появляется, когда Женщина рассказывает о необычайной легкости и прохладе, охватившей ее после приема огромной дозы снотворного (цифра 63). Вторично она возникает (цифра 92) после того, как Женщина говорит, что любимый может быть спокоен, она не купит револьвера. Третий раз и последний — в заключительном разделе оперы (цифры 100, 106). Хотя все три раза тема дословно не повторялась, тем не менее близость этих проведений несомненна — в основе их лежит вьющаяся, окутывающая мелодия, для которой характерно опевание звуков близлежащими полутонами, легкое покачивание и повторы мотивов, как неотвязная мысль о смерти, постоянно преследующая героиню и, казалось бы, несущая избавление от страданий:
<нотный пример № 62>