Глава VII. Опера «Голос человеческий». Последние годы жизни (продолжение)

Глава №95 книги «Франсис Пуленк»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

По форме вся опера сводится к грандиозному, широко развернутому монологу. Так как он представлен в виде телефонного разговора, слушатель начинает воображать себе невидимого, незримо присутствующего собеседника женщины, который становится реальным действующим лицом, причем его присутствие все время подчеркивается музыкой. Таким образом, практически монолог превращается в диалог с отсутствующим на сцене собеседником. Течение разговора несколько раз внезапно прерывается, и этими минутными паузами — несколькими фразами, адресованными телефонистке или слуге Жозефу, — композитор пользуется как некоторой разрядкой, возможностью на минуту ослабить драматическое напряжение, приостановить развитие действия, с тем чтобы в следующем разделе довести напряжение до еще большей высоты, привести к новой кульминации.

Такие естественные остановки разделяют оперу на четыре неравных раздела: два первых примерно равной величины, два последних очень короткие: действие к концу активизируется, убыстряется. Во втором и третьем разделах (цифры 50 и 85) (Указания на цифры сделаны по клавиру оперы, изданному в Москве в 1967 году.) сосредоточены самые распевные ариозные моменты, в первом и последнем (цифра 98) основное место занимает напевно-декламационный речитатив. Партитуру оркестра пронизывает ряд тем, которые часто повторяются и которым можно приписать определенный смысл. Часть из них характеризуют героиню оперы, остальные рисуют некую злую силу, вмешавшуюся в судьбу Женщины. На протяжении всей оперы эти темы не остаются неизменными, они звучат в разной инструментальной окраске, меняют очертания и характер звучания. Покажем видоизменения одной из тем Женщины. Мелодия ее в оркестре как бы расцвечивается, становится теплее:

<нотный пример № 54>

К этой же группе относятся еще две темы, которые можно было бы условно назвать лейтмотивами любви. Первая тема (цифра 20) аккордовая с восходящим задержанием, представляющая собой в первых тактах последовательность терцквартаккорда альтерированной субдоминанты и первого обращения малого нонаккорда доминанты:

<нотный пример № 55 а>

Звучность пряная и несколько утонченная. Нередко этот лейтмотив появляется в ином виде (цифра 22) — тема начинается последним аккордом мотивной ячейки, помещенным на сильную долю такта. Такое метрическое изменение вносит элемент активности (тем более что звучит она на fortissimo, с активным подчеркиванием каждого звука, тогда как при первом появлении звучность была мягкой и нежной):

<нотный пример № 55 б>

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова