Глава VII. Опера «Голос человеческий». Последние годы жизни (продолжение)

Глава №101 книги «Франсис Пуленк»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Подчеркивают накаленность атмосферы и многократно повторяющиеся звенья неразрешенных диссонансов, таких, например, как следующие непосредственно друг за другом на расстоянии тритона уменьшенный септаккорд и малый минорный септаккорд (два такта перед цифрой 11); доминантовые квинтсекстаккорд и секундаккорд на расстоянии малой терции (третий такт цифры 42); малый мажорный квинтсекстаккорд и малый септаккорд с уменьшенной квинтой на расстоянии увеличенной секунды (цифра 55); пара созвучий секундового строения и другие.

Местами композитор дает «отдых» от диссонансов, некоторую разрядку, с тем чтобы взять разбег к новой кульминационной точке. К такому приему Пуленк прибегает в разделе под цифрой 57: он проводит восходящую секвенцию (минорное трезвучие — минорный секстаккорд на расстоянии большой терции), приводящую к лейтмотиву любви, который звучит в высоком регистре на fortissimo. Если лирический мир героини передан через ясные, простые или иногда сочные и несколько пряные гармоний (обилие нонаккордов в ее темах), то противоборствующие тематические построения наполнены резко звучащими аккордами с побочными тонами (к примеру, аккордовые построения в цифрах 21, 11, один такт перед цифрой 1). К подобным же созвучиям относятся и многие другие аккорды, символизирующие обрушившееся на героиню несчастье. Большей частью они представляют собой внезапно вторгающиеся громоздкие по звучности пласты, которые гармонически можно определить как сложный звукоряд из пяти-шести звуков, словно расположенных по вертикали (в примере 66а — цифра 51 —показан ряд гармонических образований подобного рода, построенных на целотонном звукоряде с, d, е, fis, gis и т. д.). Сходные созвучия можно найти и в разделах под цифрами — 16 (один такт до нее — см. пример 666), где, кроме того, применен фонический эффект наложения одного созвучия на другое (ff — рр), и 45 (пример 66в):

<нотный пример № 66>

Отдавая преимущество партии голоса, Пуленк отнюдь не отводит оркестру второстепенную роль. Звучание оркестра придает опере неповторимую окраску; прозрачная и легкая оркестровка превосходно передает взволнованные и лирические состояния героини и даже в самые напряженные моменты действия не перекрывает вокальную линию голоса. В оркестровую ткань органично вплетаются и все лейтмотивы оперы, которые крайне редко и лишь частично прорываются в вокальной партии (цифры 18, 31); изобразительную роль играет ксилофон, имитирующий телефонный звонок; в оркестре также появляются несколько тактов джазовой танцевальной музыки, которую Женщина слышит по телефону (она доносится из ресторана).

Оркестр является комментатором и дополнительным действующим лицом, которое «договаривает» за Женщину и ее собеседника, раскрывает душевное состояние героини.

Несмотря на кажущуюся банальность сюжета и близость образа оперы некоторым персонажам веристских произведений, «Голос человеческий» является поистине современным и оригинальным сочинением с ярко очерченным и выпуклым характером его единственной героини. Человечность идей, заложенных в произведении, доступный и выразительный язык сочинения, а также использование жанрово-бытовых форм музыки (таких, как колыбельная, траурный марш или джаз) делают оперу «Голос человеческий» реалистическим произведением, любимым и популярным во многих странах мира.

Жанр оперы-монодрамы не получил широкого развития в современной музыке (В 1965 году студентом Московской консерватории, композитором Ю. Буцко была написана опера для одного мужского голоса и оркестра на сюжет повести Гоголя «Записки сумасшедшего».). К примерам подобного жанра можно было бы отнести монооперу «Ожидание» Шенберга для женского голоса с оркестром. Но «Голос человеческий» и «Ожидание» стоят на совершенно разных полюсах: опера Шенберга решена в духе экспрессионизма и оставляет впечатление истерически нервной драмы, в которой господствует атональная гармония, и партия голоса носит сугубо инструментальный характер. Сказывается, что композиторы стоят на совершенно разных эстетических позициях: известно, что Пуленк неоднократно заявлял о своем нетерпимом отношении к каким-либо жестким системам или теориям, стремящимся занять основополагающее место в современной музыке.

Построенная на естественной мелодической декламации, опера «Голос человеческий» представляет собой произведение, законченное по выразительности и по форме, в нем Пуленк остается большим художником, поднявшим голос в защиту Человека.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова