Пассаж

12.01.2011 в 15:06.

Слушая игру выдающихся пианистов или скрипачей, вы, наверное, не раз восхищались их удивительной техникой. Вспомните: бывают в музыкальных произведениях эпизоды, где звуки несутся с огромной скоростью. Кажется, будто они рассыпаются как жемчуг или сливаются в один непрерывный поток.

Такие места в музыке называются пассажами. В переводе с французского passage означает проход, переход. Действительно, исполняя тот или иной пассаж, музыкант, во-первых, словно переходит в очень быстром темпе из одного регистра своего инструмента в другой, а во-вторых, пассажи часто служат и для перехода от одной музыкальной темы к следующей. Правда, в музыке XIX века и в наши дни пассажей, которые были бы просто «переходами», осталось мало. Композиторы придают им все большую значительность, выразительность, мелодичность. Помните, как начинается «Полет шмеля» в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»? Стремительным «свистящим» пассажем композитор изображает догоняющего корабль шмеля. Но в этом «свисте» заключена мелодия. Насквозь пронизаны прекрасными мелодиями пассажи фортепианных сочинений Шопена.

Л. В. Михеева


Если вы заглянете в словарь иностранных слов, то наверняка удивитесь тому количеству совершенно разных значений, которые приобрело в русском языке французское слово passage. Его основной смысл - переход, проход, переезд, перелет т. п.

Музыкальный пассаж - это быстрое последование нот, как бы соединяющих два более значительных звука, или, наоборот, разделяющих их, во всяком случае образующих некий переход от одного к другому.

Пассажи обычно являются признаком виртуозной музыки, хотя нередко они лишь украшают произведения медленно-спокойные. Своим быстрым и легким движением они словно привносят дуновение свежего воздуха, ощущение живого пространства, незапрограммированности, импровизационной свободы. С помощью этого же приема композитор может создать музыку неистовую и смятенную, бурную и патетическую. Словом, пассаж - очень распространенный элемент музыкального движения особенно в инструментальной музыке и в зависимости от задачи композитора он может проявлять самые разнообразные выразительные возможности.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова