Опера в Восточной Европе

Глава №6 книги «История оперы»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Авторы очерка — Р. Э. Лейтес, И. М. Ямпольский

Оперное искусство в Чехословакии, Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии и Югославии развилось позднее, чем в западноевропейских странах. Причиной этому были социально-политические условия, сложившиеся в середине XVII в. в Восточной и Юго-Восточной Европе, В то время как на сценах Италии и Франции утверждался новый музыкально-театральный жанр — опера, Чехия в битве при Белой горе утратила свою национальную независимость; в XVIII в. произошел раздел Польши; Венгрия подпала под власть Габсбургов; под жесточайшим турецким игом находились, еще с XV в., народы Балканского полуострова. Гнет чужеземцев, подавлявших любые проявления национального самосознания, тормозил развитие оперного искусства.

Расцвет его начался лишь с середины XIX в., будучи связанным с подъемом национально-освободительного движения в перечисленных странах. Театру — этой, по словам Герцена, «трибуне искусства и сознания» — принадлежала главенствующая роль в процессе утверждения самобытной художественной культуры. Прогрессивные освободительные идеи оказали решающее влияние на формирование национального музыкального театра. Чешские, польские, венгерские, румынские, болгарские и югославские оперные композиторы используют сюжеты из героического прошлого родины, сказочные и бытовые мотивы; при этом они опираются на богатейшее народно-песенное творчество, на традиции народно-музыкального искусства.

Чешская опера

Национальные истоки чешской оперы восходят к народному бытовому театру, существовавшему еще в эпоху раннего Возрождения (XIV в.). На ее развитие оказали также известное влияние постановки в Праге оперных произведений итальянских мастеров.

Одним из первых чешских музыкантов, работавших в оперном жанре, был придворный капельмейстер Франтишек Мича (1694—1744). В своих сценических произведениях он не избежал влияния музыкального стиля итальянской оперы seria. Для Мичи характерно обращение к героико-мифологическим сюжетам. Теми же тенденциями отмечено творчество другого выдающегося чешского композитора XVIII в.— Йозефа Мысливечка (1737—1781), проведшего большую часть своей жизни в Италии. Однако в произведениях Мысливечка сильны связи с чешской народной песенностью.

Иная художественная направленность Характерна для их современника Йиржи Бенды (1722—1795). Как и многие другие чешские музыканты XVIII в., Бенда вынужден был покинуть родину; композитор работал в Германии. Он прославился как автор мелодрам и зингшпилей — небольших комических опер, где пение и танцы чередовались с разговорными диалогами. Лучшие зингшпили Бенды — «Деревенская ярмарка» (1775) и «Дровосек» (1778), мелодрамы «Ариадна на Наксосе» (1774), «Медея» (1775) и «Пигмалион» (1779) — пленяют простотой содержания, трогательной безыскусностыо чувств, широкой напевностью мелодий.

Однако творческий опыт придворного музыканта Мичи, а за ним Мысливечка и Бенды, работавших на чужбине, не мог оказать заметного влияния на формирование оперного искусства в Чехии. Из 30 опер Мысливечка лишь одна — «Беллерофонт» — была поставлена в Праге (1768). Что касается зингшпилей и мелодрам Бенды, то в большинстве своем они остались на родине композитора неизвестными.

Попытка создания подлинно национальной оперы была сделана много позже. В 1826 г. в Праге был поставлен «Дротарь» Франтишка Шкроуна (1801—1862). Первое музыкально-сценическое произведение, написанное на чешский текст, оно встретило восторженный прием у слушателей. Сюжет, заимствованный из жизни трудового люда, музыка, разрабатывавшая народные мотивы, — все это отвечало патриотическим чаяниям демократических кругов чешского общества. В «Дротаре», как и в последующих сочинениях Шкроупа — «Олдржих и Вожена» (1828), «Либушин брак» (1835) и др., — были намечены пути дальнейшего развития национального музыкального театра. В этом смысле творчество Шкроупа может рассматриваться в качестве этапа, непосредственно предшествующего деятельности Сметаны.

Опера в Восточной Европе. Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Зденек Фибих, Леош Яначек

Чешская опера Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Леош Яначек Польская опера Венгерская опера Румынская опера Болгарская опера Опера в Югославии Бедржих Сметана (1824—1884) — создатель национальной оперной школы. Своими произведениями он поднял чешскую оперу на уровень лучших достижений европейского искусства. Творчество Сметаны охватывает разнообразные жанры — от драматической эпопеи «Бранденбуржцы в Чехии», воскрешающей страницы истории (борьба чехов с немецкими захватчиками), до искрящейся неподдельным весельем и сочным народным юмором «Проданной невесты». Яркий национальный колорит, монументальность форм, мелодическое и гармоническое богатство, жизненная правдивость образов, мастерское владение хором и оркестром — таковы отличительные черты музыкально-театрального почерка Сметаны. Однако историческое значение опер композитора не ограничивается их сугубо музыкальными достоинствами, — идейная направленность и патриотический пафос искусства Сметаны сами по себе сыграли важную роль в деле развития национального самосознания чешского народа.

Реалистическим традициям Сметаны следовал Вилем Блодек (1834—1874) — автор популярной комической оперы «В колодце», (1867). Но наиболее талантливым и последовательным оперным; драматургом явился Антонин Дворжак (1841—1904). Как и Сметана, Дворжак основывается в своих работах на глубоком претворении интонационного строя и ритмических особенностей чешского фольклора. Однако, в отличие от своего предшественника, предпочитавшего историко-патриотические, эпические и бытовые сюжеты, Дворжак тяготеет к сказочности. Таковы его лучшие оперы — «Русалка» и «Черт и Кача». Заслуга композитора — в создании чешской лирической оперы. Замечательный образец ее дан в «Русалке» (1900). Кистью подлинно национального художника Дворжак очерчивает здесь музыкальный образ чешской Ундины, воплощает красоту и нежность чистой девичьей любви, веру в большое искреннее человеческое чувство. Музыка «Русалки», полная лирической проникновенности и тонкого поэтического очарования, наряду с партитурой «Проданной невесты» Сметаны, принадлежит к числу величайших достижений чешского художественного прошлого.

С творчеством Дворжака хронологически совпадает деятельность Зденка Фибиха (1850—1900), лучшая опера которого — «Шарка» (1897) во многом близка героико-эпическим операм Сметаны. В других произведениях Фибих выступает как последователь принципов вагнеровской музыкальной драмы, отдавая предпочтение декламационному оперному стилю («Мессинская невеста», «Бланик», трилогия «Ипподамия»).

Среди других видных чешских композиторов — Отакар Острчил (1879—1935), отдавший дань модернизму и тяготеющий в своих музыкально-сценических работах — «Очи Куналы», «Эринcкая легенда», «Иванушкино царство» и других к отвлеченной символике; близкие Острчилу по идейно-художественной направленности Йозеф Богуслав Фёрстер (1859—1951), Витезслав Новак (1870—1949) и Откар Йеремиаш (р. 1892).

Новую страницу в истории чешской оперы открыл Леош Яначек (1854—1928). Опираясь на моравский музыкальный фольклор, используя характерные интонации разговорной речи, он создал музыкально-театральный стиль, существенно отличный от оперных принципов Сметаны и Дворжака; стиль, в основе которого — не ариозное пение, а мелодический речитатив. На формирование художественных устремлений композитора большое влияние оказал Мусоргский: подобно великому русскому классику, чешский музыкант своей конечной целью полагал воплощение на оперной сцене жизненной правды. Наиболее полное выражение творческий метод Яначка получил в «Енуфе» («Её падчерице», 1903), произведении, являющемся вершиной оперного искусства композитора, одной из вершин чешской музыкальной классики вообще.

Прочно закрепилась в репертуаре западноевропейских театров также опера «Приключения лисички-плутовки» (1924), которую нередко называют чешским «Сном в летнюю ночь». Это полная жизни и обаяния, лирическая «песня сердца», которую пропел 70-летний Яначек родной моравской земле, ее красоте и бессмертию.

Реалистические стороны музыкальной драматургии Яначка получили дальнейшее развитие в опере «Крутнява» (1949) современного словацкого композитора Эугена Сухоня (1908—1993). Написанное на сюжет из народной жизни, глубоко своеобразное по музыкальному языку, произведение Сухоня пользуется значительной популярностью как на родине композитора, так и далеко за ее пределами.

Польская опера

Несколько позднее, чем в Чехословакии, развилось оперное искусство в Польше. Начало ему положили музыкально-сценические произведения Мацея Каменьского (1734—1821) и Яна Стефани (1746—1829). Представляя собой небольшие комедии с музыкой, сочинения названных авторов — «Осчастливленная нищета» первого, «Краковяне и горны» второго — выявляли в мелодических и ритмических оборотах характерные черты и особенности национального песнетворчества.

Последующий период развития польской оперы связан с именем Юзефа Эльснера (1769—1854). Выдающийся музыкальный деятель и педагог (среди его учеников был Шопен), страстный поборник самобытных путей развития польского театра, Эльснер своими лучшими работами — «Лешек Белый» (1809), «Король Локетек» (1818) и «Ягелло в Тенчине» (1820) — заложил прочную основу для дальнейших успехов оперного искусства в стране.

Другая видная фигура начального периода польской оперы — Кароль Курпиньский (1785—1857). Опираясь на творческий опыт Эльснера, Курпиньский обогатил национальный музыкальный театра рядом новшеств в области вокального и оркестрового письма. Среди сценических произведений композитора наибольшей известностью пользовались «Ядвига, королева Польши» (1814), «Новые краковяне» (1816) и «Замок на Чoрштыне» (1819).

Творческие искания Эльснера и Курниньского подготовили почву для деятельности Станислава Монюшко (1819—1872) — первого классика национального оперного искусства. Монюшко претворил в сценических формах характерные черты польской народной песенности и танцевальной музыки. Его лучшие оперы — «Галька» (1847) и «Зачарованный замок» («Страшный двор», 1864) — отмечены зрелостью музыкального стиля, высоким профессионализмом, реалистичностью содержания. Демократическая направленность сюжета «Гальки», где выражен протест против феодально-крепостнических порядков, послужила причиной того, что цензура долгое время не разрешала сценической постановки оперы: она шла лишь в концертном исполнении. «Галька» увлекает богатством и разнообразием широкoраспевных мелодий, меткостью музыкальных характеристик. Она и поныне является любимейшим произведением польских слушателей. Значительной популярностью пользуется опера Монюшко и в других странах — в частности, в СССР.

После Монюшко в оперном жанре работали Зыгмунт Носковский (1846—1909), Людомип Ружицкий (1884—1953) и Кароль Шимановский (1882—1937). Носковский в своих операх «Ливия Квинтилла» (1898) и «Месть» (1906) следовал классическим традициям польского реалистического искусства; Ружицкий, автор опер «Болеслав Смелый» (1909), «Медуза» (1911), «Мельница дьявола» (1931) и других, даровитый музыкант и многоопытный мастер, подпав под влияние западноевропейского модернизма, во многом отошел от этих традиций. Противоречивостью идейно-художественного содержания отмечены также две оперы Шимановского: «Хагит» (1922) и «Король Рогер» (1926). Наряду с ясно выявленными реалистическими элементами, страницами глубоко впечатляющей музыки, в них сказались кризисные черты модернизма — усложненность средств выражения, глубокий пессимизм.

В период второй мировой войны гитлеровскими оккупантами было разрушено болышинство культурных учреждений Польши, в том числе и оперные театры. Лишь с образованием Польской Народной Республики было возрождено музыкально-театральное искусство в стране. Среди лучших произведений современных польских композиторов — историческая опера «Бунт жаков» (1951) Тадеуша Шелиговского (1896—1963), повествующая о восстании краковских студентов (жаков), и опера «Комендант Парижа» («Генерал Домбровский», 1960) Витольда Рудзиньского (р. 1913), посвященная далеким временам Парижской коммуны.

Венгерская опера

В Венгрии первым опытом музыкально-сценического произведения, написанного целиком на национальный текст, явился зингшпиль «Принц Пикко и Ютка Пержи» (1793) Йозефа Худи. Отдельные его арии пелись на мотивы популярных народных песен. Спустя тридцать лет в Колошваре была поставлена опера «Бегство Беллы» (1822) Йозефа Ружички на сюжет из истории Венгрии. В музыке Ружички сочетались популярный в то время стиль вербункош (Вербункош — стиль венгерского инструментального (преимущественно городского) танцевального фольклора. Для вербункоша характерно сопоставление широкой мелодии щемящего характера с ритмически острыми плясовыми напевами; гармоническая основа вербункоша — так называемая венгерская гамма, включающая характерный интервал в полтора тона. Вербункош нашел отражение в «Венгерских рапсодиях» Листа и «Венгерских танцах» Брамса. Элементы вербункоша можно обнаружить в некоторых сочинениях Гайдна, Моцарта, Вебера, Берлиоза.) с итальянской манерой оперного письма. За «Бегством Беллы» последовала в 1834 г. постановка оперы «Искатели из Вышеграда» М. Рожавельди (1790—1848).

С 1840-х гг. развернулась деятельность Ференца Эркеля (1810—1893) — основоположника национальной героико-романтической. оперы. В произведениях Эркеля музыкально-театральное искусство Венгрии достигло своей художественной зрелости. Для композитора характерен интерес к сюжетам из истории венгерского национально-освободительного движения («Ласло Хуньяди», 1844; «Банк Бан», 1852). В «Банк Бане» он создал в ярких музыкально-сценических образах драматическую картину порабощения чужестранцами родной страны. Насыщенная интонациями и ритмами стиля вербункош, опера Эркеля «Банк Бан» отличается развитыми музыкальными формами и колоритно написанными хоровыми сценами.

Великолепный образец национальной лирической оперы — «Прекрасная Илонка» (1861) Михая Мошоньи (1815—1870), композитора, входящего, наряду с Листом и Эркелем, в триаду крупнейших венгерских мастеров эпохи романтизма. В оперном жанре работал также известный скрипач Енё Хубай (1858—1937). Его лучшие создания — «Кремонский мастер» (1894) и «Анна Каренина» (1923).

Выдающееся место в современном венгерском искусстве занимают оперы Золтана Кодая (1882—1967) и Белы Бартока (1881—1945). Первый из них дал острую сатиру на австро-венгерскую монархию («Хари Янош». 1926), создал живописные картины из жизни венгерского крестьянства, показал его обычаи и нравы («Секейская прядильня», 1932). В отличие от Эркеля, оперный стиль Кодая основан на органическом сочетании крестьянского песенного фольклора с вербункошем, что придает сочинениям композитора своеобразный колорит. Одноактная опера «Замок герцога Синяя Борода» (1911) Бартока — образец изощренно-тонкой музыкально-сценической композиции. Произведение противоречиво: используя усложненные композиционные приемы, Барток в то же время впечатляет колоритной звукописью, создает яркие, запоминающиеся музыкальные характеристики сценических персонажей.

Румынская опера

В 1895 г. румынская музыкальная газета спрашивала: «Кто будет основоположником нашей национальной музыки? Когда появится и у нас свой Глинка?». Румынский Глинка явился вскоре. Это был замечательный композитор, выдающийся скрипач и дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель Джордже Энеску (1881—1955). Именно под его пером родились первые румынские классические симфонии, сюиты, камерные ансамбли, фортепианные и скрипичные сочинения, получившие известность во многих странах. Он создал и первую классическую национальную оперу «Эдип».

До 1931 г. когда появился «Эдип», румынская опера прошла уже немалый путь. Еще в XIX в. (особенно во второй его половине) Александру Флехтенмахер, Эдуард Кауделла, Чиприан По-румбеску, Джордже Штэфанеску и другие создали первые музыкально-сценические произведения, основанные на румынском фольклоре: водевили, оперетты и самые первые оперы. В 1889 г. Кауделла написал первую румынскую народно-героическую оперу, которая шла целиком на музыке, без словесных диалогов, — «Петру Рареш». За нею последовали оперы народно-исторические, комедийно-бытовые, лирико-драматические. Пожалуй, самая примечательная среди них — опера-драма по пьесе И. Л. Караджало «Напасть», которую создал известный композитор Румынии Сабин Драгой в 1927 г. Но все же это было лишь начало, и произведения румынских композиторов не вышли на европейскую сцену, сохраняя только национальное значение. Энеску сумел подняться до уровня современной ему оперной культуры. «Эдип» — первая румынская опера, заслужившая международное признание.

В дальнейшем национальная оперная школа развивалась в различных направлениях. В 30-е гг. появились замечательная комическая опера Паула Константинеску по пьесе Караджале - «Бурная ночь», историческая опера-драма Александру Зирры «Александру Лэпушняну». 50-е гг. принесли Румынии также ряд значительных достижений. Это прежде всего цикл историко-патриотических, героических опер Георге Думитреску, посвященных жизни народа от седой древности до наших дней. Среди них — «Господарь Ион Лютый», «Восстание», «Девушка с гвоздиками».

Несколько примечательных опер родилось в стране за последнее время. Это «Прометей» и «Марьяяа Пинеда» Дору Поповича (1958 и 1966 гг.), комическая опера «Амур-лекарь» (по Мольеру) Паскала Бентою (1964) и другие.

Болгарская опера

Оперное искусство в Болгарии начало развиваться лишь в конце XIX в., после освобождения страны от турецкого ига, В 1890 г. в Софии была организована музыкально-театральная антреприза — «Столичная оперная труппа», в 1908 г.— «Болгарское оперное товарищество». В этот период была поставлена первая болгарская опера — «Беднячка», написанная Эмануилом Маноловым (1860—1902). Вслед за Маноловым на театральном поприще выступили Георги Атанасов (1881—1931) — автор 6 опер («Борислав», 1910; «Гергана», 1917; «Алцек», 1930 и др.), И. Иванов и В. Кауцкий («Камен и Цена»), Д. Георгиев («Тахир Баховица»). Названные произведения положили начало болгарскому национальному театру. Важным этапом в его развитии явилась постановка в 1936 г. оперы «Царь Калоян» Панчо Владигерова (1899—1978). Широкоохватное музыкально-сценическое полотно, изобилующее развернутыми ансамблями и массовыми сценами, «Царь Калоян» — сочинение большого творческого размаха и незаурядного мастерства. Его музыка, драматически насыщенная, ярко национальная по колориту, отмечена богатством мелодического и гармонического языка, блеском оркестровки.

Значительную популярность в последние десятилетия завоевал Любомир Пипков (1904—1974). Среди его наибольших творческих удач — историческая опера «Момчил».

Народная трагедия, воплотившая замечательные национальные характеры, опера «Момчил» продолжает линию русской реалистической классики, Глинки — Даргомыжского — Мусоргского; она проникнута высокой патриотической идеей освобождения родины, служения народу — и не случайно это была первая болгарская опера, законченная автором и увидевшая свет после 9 сентября 1944 г.; опера «Момчил» по праву заняла свое место в ряду болгарской оперной классики. Другая опера Л. Пипкова «Антигона-43», показанная в Москве, посвящена героическим страницам истории борьбы болгарского народа против фашистских захватчиков.

Высокими чувствами, большой патриотической идеей одухотворено и оперное творчество композитора П. Хаджиева. Его оперы «Луд гидия» и «Июльская ночь» шли в СССР с большим успехом.

Героическая драма «Июльская ночь» посвящена событиям военного времени; «Луд гидия», так же как и более поздняя опера «Мастера»,— образец драмы психологической, где тесно переплетены две сюжетные линии, две темы — тема любви героев и тема жизни искусства, мастерства: опера «Луд гидия» завершается большим апофеозом, имеющим глубокий обобщающий смысл.

Тема патриотической борьбы народа против гитлеровского нацизма составляет основу опер А. Райчева «Мост» и К. Кюркчийского «Юла».

Историко-эпическая опера М. Големинова «Ивайло» посвящена событиям далекого прошлого, но и здесь патриотически- освободительная идея выражена достаточно сильно.

Композиторы Болгарии широким фронтом осваивают жанры оперно-театрального искусства. Их разнообразные творческие поиски направляются плодотворным методом социалистического реализма.

Опера в Югославии

Оперное искусство Югославии первоначально развилось в областях, в наименьшей степени испытавших на себе тяжелые последствия турецкого ига. В 40-х гг. XIX в. под влиянием «иллиризма» - движения, ставившего целью борьбу за национальную и культурную независимость страны, — зародилась национальная опера в Хорватии. В 1846 г. в Загребе была поставлена историческая эпопея «Любовь и Злоба» Ватрослава Лисинского (1819—1854), в которой впервые зазвучала хорватская народная песня. Плодовитым оперным композитором был Иван Зайц (1831—1914), написавший громадное количество музыкально-сценических произведений. Он, однако, отошел от национальной линии развития хорватского театра. Отмеченное значительным профессиональным мастерством, творчество Зайца эклектично по форме и подражательно по содержанию.

Современные хорватские композиторы стоят на позициях национального искусства. Европейскую известность завоевал Яков Готовац (1895—1982), автор популярной комической оперы «Эро с того света» (1935).

Словенское оперное искусство наиболее ярко представлено в творчестве Матиша Бравничара (р. 1897), написавшего несколько опер на сюжеты словенского пролетарского писателя и драматурга И. Цанкара; популярнейшая из них — «Батрак Ерней» (1939). Непосредственность мелодического высказывания, сочный юмор, тонкое использование характерных особенностей словенского фольклора, блестящее оркестровое мастерство — таковы наиболее привлекательные черты произведений Бравничара.

Крупнейший современный сербский оперный композитор — Петар Коньович (р. 1883). Характерная особенность его музыкального стиля — своеобразное сочетание элементов романтизма и экспрессионизма. Лучшая опера Коньовича — «Коштана» (1931).

Среди опер, написанных югославскими композиторами в последние годы, выделяются «Кориолан» Стьепана Шулека (р. 1914) и «1941» Миховила Логара (р. 1902).

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова