Верди. Опера «Дон Карлос»

Глава №122 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Опера в трех действиях. Либретто Ж. Мери и К. дю Локль по драме Шиллера. Переработка Фр. Верфеля и Л. Валленштейна.

Премьера — 11 марта 1867 г. в Париже.

Действующие лица: Филипп II, испанский король — бас; Елизавета Валу а, королева, его жена — сопрано; Дон-Карлос, инфант — тенор; Принцесса Эболи, придворная дама — меццо-сопрано; Графиня Аремберг, придворная дама — меццо-сопрано; Маркиз Поза, рыцарь Мальтийского ордена — баритон; Граф Лерма — тенор или баритон; Тебальдо, паж королевы — сопрано; Великий инквизитор — бас; Карл V, император — баритон; Придворная дама — сопрано; Небесный глас — сопрано; посланцы Фландрии, господа и дамы при испанском дворе, народ, пажи, королевские телохранители, монахи, слуги инквизиции, солдаты, городские советники и др.

Действие происходит в Испании во второй половине XVI века, в церкви монастыря Сен Жюстен, у могилы императора Карла V, в саду и залах королевского дворца, в темнице, где заключен Дон-Карлос.

Действие первое

Картина первая. Церковь монастыря Эскуриал.

Светает...

Император Карл V стоит у открытого гроба, вокруг него монахи- францисканцы. Император облачен в монашескую рясу. Он в разладе с самим собой и с внешним миром: отказывается от трона, удаляется в монастырь.

Корону, императорскую мантию и шпагу монахи помещают в гроб: хоронят символы мирской власти. Бывший император, в наброшенном на голову капюшоне, следует за гробом.

Позже в церковь проходит наследник отрекшегося императора, его сын, Филипп II, с супругой, Елизаветой Валуа.

В этом же монастыре скрывается и Дон-Карлос, сын Филиппа II, здесь он встречается со своим другом маркизом Поз эй. Карлос признается своему верному другу, что он влюблен в свою мачеху, Елизавету Валуа, с которой был обручен, прежде чем она вышла замуж за его отца, Филиппа.

Поза ошеломлен признанием, он уговаривает принца оставить двор и попросить отца назначить его наместником во Фландрию. Там его ожидает великое призвание. Он должен освободить угнетенный, ограбленный, лишенный свободы народ. Друзья клянутся друг другу посвятить всю свою жизнь делу свободы.

Картина вторая. Принцесса Эболи и другие придворные дамы развлекаются: играют, поют. Но как только среди них появляется печальная королева, веселье исчезает.

Королеве объявляют о приходе маркиза Позы. Он приходит будто бы для того, чтобы передать письмо французского короля. На самом же деле просит аудиенции для Дон-Карлоса.

Одна из придворных дам с особым недоверием следит за беседой королевы и маркиза Позы. Это принцесса Эболи. Она влюблена в Дон-Карлоса и — понятно — не без мнительности следит за его посланником.

По знаку королевы дамы удаляются. Елизавета принимает своего пасынка Карлоса с глазу на глаз. Сначала юный принц просит ее поддержки: не поможет ли она ему добиться наместничества во Фландрии? Затем он признается, что все еще страстно, безутешно любит ее. Королева, хотя чувства ее и взаимны, отвергает Карлоса.

Принц убегает. Входит король Филипп со свитой. Он возмущен нарушением этикета: согласно строгим законам испанского двора королева ни на минуту не должна оставаться в одиничестве. Дежурную придворную даму, оставившую королеву одну, ожидает строжайшее наказание — ссылка. Филипп глубоко оскорбляет свою супругу, которая вскоре удаляется. Король остается наедине с маркизом Позой. Тот пользуется случаем рассказать королю о чаяниях и заботах народа; он просит короля дать народу свободу. Беседу их тайком подслушивают поверенные инквизиции.

Деспота ошеломляют слова Позы, его честность и искренность, к которым он не привык в лживом придворном обществе. Хотя Поза и не в силах убедить его, но на доверие Филипп отвечает доверием. Он поверяет маркизу свои сомнения. Жена его не любит, сын предает. Он просит у маркиза большой услуги: войти в доверие Карлоса и узнать о его планах, чтобы возвратить королю утраченное спокойствие.

Действие второе

Картина первая. Праздничный маскарад в саду.

Принцесса Эболи в анонимном письме назначает свидание Дон- Карлосу, который приходит, полагая, что письмо послано ему королевой.

Встретив на месте свидания вместо Елизаветы принцессу Эболи, он не может скрыть своего разочарования. Влюбленная придворная дама угадывает сердечную тайну Карлоса и клянется жестоко отомстить своей сопернице-королеве.

Вошедший Поза узнает о плане Эболи и, возмущенный, хочет ее убить, но Карлос предотвращает это.

Картина вторая. Королевский двор и народ Мадрида собирается на публичную казнь еретиков — аутодафе. Огромная процессия приговоренных движется к костру. Перед королем предстает с просьбой депутация от народа Фландрии во главе с Дон- Карлосом.

Филипп встречает сына с ненавистью ревнивца. Он наотрез отказывает представителям Фландрии в их просьбе. Таким образом, он одним ударом поражает и народ, и собственного сына. Карлос в возбуждении обнажает шпагу. Король в испуге обращается к свите, но наследника никто не смеет обезоружить.

Тогда выступает маркиз Поза и просит друга отдать ему шпагу. Филипп жалует своему защитнику титул герцога.

Картина третья. Под еретиками разгораются костры.

Действие третье

Картина первая. Бессонной ночью бродит король Филипп по холодным залам дворца Эскуриал. Его мучат горечь, ревность и страх.

Светает. Вводят Великого инквизитора, слепого девяностолетнего старца. Филипп хочет заручиться согласием церкви на убийство Карлоса. Великий инквизитор соглашается на смертный приговор, как бы давая отцу благословение церкви на убийство сына, но и сам ставит условие. Он требует смерти маркиза Позы. Он считает его опасным человеком, защитником фландрских протестантов. Когда Филипп берет маркиза под защиту, Великий инквизитор обвиняет в ереси и самого короля — ведь это он удостоил Позу нового титула, а стало быть и покровительства.

Едва Великий инквизитор удаляется, в комнату поспешно входит королева Елизавета. Она жалуется на пропажу драгоценного ларца, в котором бережно хранились ее сувениры. Королева не знает, что ларец уже у ее мужа, обнаружившего в нем портрет Дон-Карлоса.

На оскорбления Филиппа королева отвечает с достоинством: Карлос был ее женихом, прежде чем она вышла замуж за Филиппа; она никогда не поощряла принца и не отвечала на его любовные признания.

Бурная сцена заканчивается обмороком королевы.

Маркиз Поза становится на сторону короля. Входит принцесса Эболи и, оставшись наедине с королевой, она чистосердечно признается ей, что это она украла ларец и передала его в руки короля. Ею руководила ревность: она влюблена в Карлоса. В конце концов принцесса признается и в том, что была любовницей короля. Елизавета удаляет принцессу от двора. Теперь единственной целью принцессы становится освобождение из тюрьмы Дон-Карлоса: она все еще любит его. Эболи убегает, чтобы поднять народ Мадрида на бунт и таким образом открыть ворота тюрьмы.

Картина вторая. Маркиз Поза приходит в тюрьму к Дон- Карлосу. Он навлек на себя подозрения инквизиции, чтобы спасти принца, и теперь располагает лишь считанными часами — он пришел проститься. Поза еще раз напоминает своему другу, чтоб тот не забывал народа Фландрии и смело боролся за его свободу.

К решетке тюрьмы подкрадывается наемный убийца. Раздается выстрел — маркиз падает, сраженный насмерть.

Появляется король, он возвращает сыну шпагу. Но Карлос отвергает его милость. Он обвиняет отца в убийстве невинного Позы, который взял на себя «вину» поддержки фландрийских повстанцев для того, чтобы спасти его, своего лучшего друга.

Народ врывается в тюрьму и освобождает Карлоса. Короля Филиппа спасает от смерти лишь вмешательство Великого инквизитора.

Картина третья. Дон-Карлос собирается во Фландрию, но прежде хочет проститься с Елизаветой. Он встречается с ней в монастыре Эскуриал, у гробницы императора Карла. Они навек прощаются друг с другом.

Король Филипп проследил сына. Теперь уже решение его непоколебимо: он отдает приказ об аресте Карлоса.

Но прежде чем солдатам Филиппа удается схватить его, Карлос кончает жизнь самоубийством.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова