Моцарт. Опера «Дон Жуан»

Глава №28 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Опера в двух действиях. Либретто Лоренцо да Понте. Премьера — 29 октября 1787 г. в Праге.

Действующие лица: Дон Гонзало де Уллоа, командор — бас; Донна Анна, его дочь — сопрано; Дон Оттавио, ее жених — тенор; Дон-Жуан — баритон; Донна Эльвира — сопрано; Лепорелло, слуга Дон-Жуана — бас; Мазетто, крестьянский парень — баритон; Церлина, невеста Мазетто — сопрано; крестьяне, музыканты, слуги, танцоры, танцовщины. Действие происходит в XVII веке, в Севилье и ее окрестностях.

Действие первое

Картина первая. Ночь в Севилье.

Лепорелло стоит на страже перед домом командора дон Гонзало; Дон-Жуан, его хозяин, через окно пробрался в комнату донны Анны. Но девушка отчаянно сопротивляется закрывшему лицо маской Дон-Жуану. Когда он пытается бежать, донна Анна зовет на помощь. На крик дочери со шпагой в руке вбегает командор и вызывает пришельца на дуэль. Дон-Жуан старается избежать кровопролития, но когда дон Гонзало называет его трусом, он тоже обнажает шпагу. После короткой схватки Дон-Жуан закалывает отца Анны, и вместе со своим слугой спасается бегством. Появляется жених донны Анны, дон Оттавио, который клянется отомстить незнакомому убийце.

Картина вторая. Дон-Жуан ищет себе новую жертву, но терпит неудачу, поскольку в выбранной им даме он узнает донну Эльвиру, одну из своих ранее брошенных возлюбленных. Она как раз искала его, чтобы призвать к ответу за неверность. Но хитрец ловко устраняется, оставив огорченную Эльвиру на попечение Лепорелло. Слуга, чтобы умерить любовь Эльвиры, перечисляет, скольких женщин обольстил его хозяин.

Приближается веселая свадебная процессия. Нареченные — Церлина и Мазетто. Хорошенькая невеста тут же приглянулась Дон-Жуану. Он велит слуге угостить всю процессию, а сам приглашает Церлину к себе в замок. Его план чуть было не удается, но вновь появляется донна Эльвира и разоблачает соблазнителя перед доверчивой крестьянской девушкой. Дон-Жуан пытается представить ревнивую женщину сумасшедшей, но тщетно. Эльвира уводит с собой Церлину.

Появляются донна Анна и дон Оттавио. Не подозревая, что перед ними убийца, они пришли просить Дон-Жуана о помощи. Дон- Жуан с лицемерной вежливостью предлагает свои услуги. Неожиданно приходит донна Эльвира и вновь старается разоблачить обманщика. Дон-Жуан опять объявляет Эльвиру помешанной. Когда же дон Оттавио остается вдвоем со своей невестой, дочь командора с ужасом сообщает ему, что при прощанье она вдруг узнала в Дон-Жуане того, кто напал на нее ночью, а затем убил ее отца.

Картина третья. Дон-Жуан с удовлетворением слушает рассказ своего слуги о событиях в замке, и превосходное расположение духа торжествующе звучит в его знаменитой арии, восхваляющей шампанское.

Картина четвертая. Парк вокруг замка Дон-Жуана.

Церлина пытается умиротворить разгневанного Мазетто: рыцарь не тронул ее, даже не глядел на нее. Приходит и Дон-Жуан. Поскольку он никак не может отделаться от Мазетто, то вынужден вместе с ними обоими войти в замок, где гости уже изрядно веселы. Вскоре появляется три гостя в масках. Это донна Анна, донна Эльвира и дон Оттавио. Но они ищут не развлечения, они пришли разоблачить, наконец, Дон-Жуана. А тот вместе со слугой наблюдает за ними из окна замка. По приказу хозяина Лепорелло приглашает на праздник и трех незнакомцев.

Картина пятая. Залы замка залиты ярким светом... Сотни свечей... танцевальная музыка манит гостей. Среди бурного веселья грустен лишь один гость: этр Мазетто. Сердито следит он за тем, как хозяин ухаживает за его Церлиной. Входят и трое незнакомцев в масках. Дон-Жуан считает, что настало время действовать, и в вихре бала увлекает Церлину в соседнюю уединенную комнату. На крик девушки о помощи сбегаются все гости, но хладнокровие не покидает соблазнителя. В качестве виновника Дон-Жуан выставляет Лепорелло, будто бы тот хотел соблазнить Церлину, а он же спас ее. Но этой лжи никто не верит. Возникает сумятица, умело используя ее Дон-Жуан, обнажив шпагу, прокладывает в толпе путь себе и Лепорелло.

Действие второе

Картина первая. Улица перед домом донны Эльвиры. Смеркается.

Опасные приключения уже надоели Лепорелло. Он боится, что рано или поздно это плохо кончится для него, и подумывает бросить своего хозяина. Однако кошелек с золотом прекращает его воркотню. Внимание Дон-Жуана на этот раз привлекла камеристка Эльвиры, и кавалер решает, что будет лучше, если в этом приключении он сыграет роль слуги. Дон-Жуан и Лепорелло меняются костюмами.

Тем временем на балкон выходит Эльвира. Дон-Жуан, спрятавшись за спину слуги, одетого в его платье, поет ей серенаду. Лепорелло же, по приказу хозяина, словно марионетка, сопровождает пение соответствующими жестами. В сердце Эльвиры вновь вспыхивает страсть. Она выбегает на улицу и, счастливая, уходит вместе с переодетым Лепорелло, которого в темноте принимает за своего неверного возлюбленного.

Дон-Жуан теперь поет серенаду камеристке. Ночную идиллию расстраивает Мазетто, который с несколькими дюжими дружками ищет Дон-Жуана, чтобы отомстить ему. Но тот, не смущаясь, выдает себя за Лепорелло и даже указывает, где можно найти презренного соблазнителя. Вооруженные друзья Мазетто расходятся в разные стороны, и несчастный парень остается один на один с кавалером. Дон-Жуан избивает его и со смехом удаляется. Подоспевшая Церлина нежно утешает возлюбленного.

Картина вторая. Переодетый в платье хозяина Лепорелло все еще прогуливается с донной Эльвирой. Он начинает чувствовать себя весьма неприятно в этой опасной роли. Ему становится совсем не по себе, когда появляются донна Анна и дон Оттавио, а потом и Церлина с Мазетто. В ужасе перед бросившимися на него возмущенными людьми, Лепорелло тотчас же раскрывает, кто он, надеясь выбраться из этого опасного приключения.

Эта новая проделка Дон-Жуана еще больше ожесточает всех, а Оттавио вновь обещает разделаться с соблазнителем.

Картина третья. Кладбище в Севилье.

Дон-Жуан перебирается через кладбищенскую стену. Здесь его и находит Лепорелло. В мрачном окружении надгробий и крестов они рассказывают друг другу о своих последних приключениях. Они стоят перед памятником командора, и Лепорелло, дрожа от страха, читает надпись: «Здесь ждет убийцу смерть!»

Но кавалера ничего не пугает. В безграничной самоуверенности он приглашает на ужин каменное изваяние убитого командора. Статуя угрожающе кивает головой: «Приду!».

Картина четвертая. В хорошем настроении сидит Дон- Жуан за роскошным ужином. Донна Эльвира вновь, в последний раз, приходит к нему, чтобы попытаться вернуть его на праведный путь. Дон-Жуан с насмешкой отказывается слушать ее. Донна Эльвира идет к выходу, но, дойдя до двери, в ужасе бросается назад. Дон-Жуан посылает Лепорелло посмотреть, что там происходит. Слуга возвращается в ужасе: каменное изваяние пришло на ужин.

Теперь уже сам Дон-Жуан идет навстречу гостю, так как перепуганный насмерть Лепорелло, несмотря ни на какие угрозы, отказывается подчиниться хозяину. Страшным голосом статуя приказывает Дон-Жуану покаяться в грехах, но тот ни о чем не сожалеет! Сколько бы каменное изваяние ни обращалось к нему, он отвечает «нет!». Среди блеска молний и раскатов грома статуя исчезает, а Дон-Жуан проваливается в разверзшуюся землю.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова