Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Давид Ойстрах (David Oistrakh)

07.04.2011 в 16:22.

Давид Фёдорович Ойстрах / David Oistrakh

Народный артист СССР (1953). С 5 лет обучался игре на скрипке у П. С. Столярского, по классу которого окончил в 1926 Одесский музыкально-драматический институт. В 1926-28 солист Одесского Посредрабиса. С 1928 жил в Москве, в 1932-34 и с 1941 солист Московской филармонии. С 1935 выступал постоянно в сонатном ансамбле с Л. Н. Обориным, в фортепианном трио с Обориным, С. Н. Кнушевицким. С 1934 доцент, с 1939 профессор, с 1950 заведующий кафедрой скрипки Московской консерватории. Лауреат Всеукраинского конкурса скрипачей в Харькове (1-я пр., 1930), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1-я пр., 1935), Международных конкурсов скрипачей им. Г. Венявского в Варшаве (2-я пр., 1935), им. Э. Изаи в Брюсселе (1-я пр., 1937).

Победа на конкурсе им. Э. Изаи положила начало широкому признанию Ойстраха как крупнейшего современного художника, разносторонняя творческая деятельность которого способствовала утверждению мирового значения отечественного музыкального искусства. С именем Ойстраха связан расцвет отечественной скрипичной школы; своим мастерством он оказал влияние на творчество советских композиторов в жанрах концертной скрипичной музыки.

Отличительные черты исполнительского искусства Ойстраха - пластичность, классическая ясность и точность выражения. Его игра отличалась феноменальной лёгкостью техники, кристальной чистотой интонации, изяществом, своеобразным сочетанием глубокого лиризма, простоты и задушевности с мужественным, волевым началом. Репертуар Ойстраха охватывал скрипичную литературу от И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и Р. Шумана до Б. Бартока, П. Хиндемита, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Ойстрах неустанно пропагандировал творчество советских композиторов. Был первым исполнителем посвященных ему скрипичных концертов Н. Я. Мясковского, А. И. Хачатуряна, Н. П. Ракова, концерта и сонаты Шостаковича, 1-й сонаты для скрипки и фортепиано Прокофьева и др. С 1961 Ойстрах активно выступал в качестве дирижёра, завоевав в этой области имя выдающегося мастера.

Как педагог создал одну из значительных советских скрипичных школ, воспитал плеяду талантливых скрипачей, победителей международных конкурсов. Среди них — Л. А. Исакадзе, В. А. Климов, Г. М. Кремер, О. В. Крыса, И. Д. Ойстрах, О. М. Пархоменко, В. А. Пикайзен, М. Секлер, С. И. Снитковский, Ж. Е. Тер-Мергерян, Р. Д. Файн. В его классе совершенствовали своё мастерство: М. Берил-Кимбер (Австралия), Б. Лечев (Болгария), И. Войку и Ш. Георгиу (Румыния), А. Эрдуран (Турция), М. Буссико и Д. Артюр (Франция), А. Бравничар (Югославия) и др.

Осуществил редакции ряда скрипичных произведений, в т.ч. скрипичного концерта П. И. Чайковского (со вступительной статьей и методическими комментариями, совместно с К. Г. Мострасом, 1947); автор транскрипции «Вальса» Шуберта для скрипки и фп., каденций к 1-й части концерта Хачатуряна, к концерту G-dur Моцарта, переработки для скрипки и фп. флейтовой сонаты Прокофьева (в сотрудничестве с композитором), получившей в этом варианте мировую популярность, мн. статей, в т.ч. автобиографич. записок «Мой путь» («СМ», 1958, No 9).

Государственная премия СССР (1943), Ленинская премия (1960). Почётный член Королевской академии музыки в Лондоне (1959), Американской академии наук и искусств в Бостоне (1961), почётный академик Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме (1961), член-корреспондент Немецкой академии искусств в Берлине (1961), почётный доктор музыки Кембриджского университета (1969). Гастролировал во многих странах мира.


Уже став знаменитым скрипачом, Ойстрах говорил в 1938 году: «Я мечтаю быть дирижером... О, вот это настоящая музыка во всей ее силе»...

Прошло очень много лет, прежде чем он осуществил свою мечту. В 1961 году прославленный артист впервые встал за дирижерский пульт в Свердловске: оркестр под его управлением аккомпанировал Игорю Ойстраху в концертах Баха (ми мажор), Бетховена и Брамса. А в начале 1962 года отец и сын Ойстрахи выступили с этой программой в Большом зале Московской консерватории.

С тех пор концерты Ойстраха-дирижера стали примечательлыми событиями в художественной жизни страны. В каждом сезоне выдающийся музыкант выступает с новыми программами, в которые входят и классика и произведения современных авторов. Композитор Вл. Власов пишет: «Большая музыка, серьезность и глубина трактовки, значительность интерпретации — вот что характеризует Д. Ойстраха как исполнителя симфонической музыки. И скрипачу, и дирижеру — ему чужда всякая театральность, поза, какие-либо внешние «излишества». Он обладает великолепным спокойствием, столь необходимым для управления коллективом, составленным из многих артистических индивидуальностей. Самих «физических движений» у Д. Ойстраха ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы все его творческие намерения стали ясны и понятны как оркестру, так и слушателям». Последние годы приносят Ойстраху-дирижеру все новые творческие успехи. Его неоднократные выступления в крупнейших центрах мира получают восторженные отзывы прессы и овации слушателей. Особенно высоко оценивает критика интерпретацию Ойстрахом музыки Брамса.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова