Оливье Мессиан (Olivier Messiaen)

04.12.2010 в 19:31.

Оливье Мессиан / Olivier Messiaen

Французский композитор, органист, педагог. Сын поэтессы Сесиль Соваж. В 1930 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у П. Дюка (композиция), М. Эммануэля (история музыки), М. Дюпре (орган). С начала 30-х гг. органист собора Ла-Трините в Париже. С 1936 преподавал гармонию в «Схола канторум» и «Эколь нормаль». В 1936 вместе с композиторами А. Жоливе, Даниель-Лесюром, И. Бодрие создал творческое объединение «Молодая Франция». В годы 2-й мировой войны был мобилизован, в 1940-41 находился в лагере для военнопленных (здесь был создан и исполнен «Квартет на конец времени»).

С 1942 профессор Парижской консерватории (классы гармонии, муз. анализа, муз. эстетики, муз. психологии). Среди его учеников — П. Булез, К. Штокхаузен, И. Лорио, Я. Ксенакис. С конца 40-х гг. проводит семинары, читает лекции в др. странах (творческие принципы М.ессиана восприняли некоторые японские и латиноамериканские музыканты).

Мессиан — одна из противоречивых фигур во французской музыке. На творчество композитора большое влияние оказала эстетика символизма с его религиозной экзальтацией, культом Христа. Творчество Мессиана пронизано теолого-мистическими идеями, мн. его соч. связаны с религиозной тематикой (часто использует сюжеты Священного писания). Однако некоторые из них лишены церковного мистицизма, они превращаются в своеобразные оды Вселенной, гимны природе.

Идейно-этическая направленность творчества Мессиана, его духовные искания нашли отражение в таких произведениях, как органная сюита «Рождество господне» (1935), фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» (1944), орк.-хор. соч. «Три маленькие литургии божественного присутствия» (1944), оратория «Преображение господа нашего» (1969) и др.

Мессиан, проповедуя вдохновение, «божественное происхождение» музыки, в своих сочинениях прибегает к умозрительным расчётам. Абстрактно-теоретические схемы нередко поглощают живую мелодию. Мессиан использует сложные ладовые структуры и ритмические системы.

Свои творческие искания он обосновывает теоретически. Раскрытию новейших технических приёмов поcвящен трактат «Техника моего музыкального языка» (1942, изд. 1944). Мессиан сформулировал теорию семи т.н. ладов ограниченной транспозиции (modes а transpositions limitees). Он вводит также новое понятие — полимодальность (от mode — лад), т.е. одновременное использование различных ладов.

Основой музыки Мессиана, её аккордово-сонорных конструкций, а также мелодии является один или несколько параллельно наложенных или последовательно проведённых «ладов ограниченной транспозиции». Многие мелодии в его сочинениях складываются из движений цепочек аккордов, имеющих характерную ладовую окраску. В произведениях Мессиана часты реминисценции григорианского хорала, он использует также ладовые системы араб., инд., япон., полинезийской музыки.

Огромное значение придаёт Мессиан ритмической организации звукового материала, в драматургии метро-ритма он видит основу формообразования. Мессиан изучал ритмы старинной инд. музыки, создав собственный ритмич. «словарь» на базе формул «Дечиталас» («Deci-talas»), систематизированных инд. муз. исследователем 13 в. Чарнгадева. Мессиан ратует за аметрическую музыку, т.е. музыку со свободной (не скованной регулярностью тактового акцента) метрикой. Он применяет также симультанный принцип, т.е. одновременное использование ряда неоднородных ритмич. формул, при этом возникают разл. виды полиритмии и полиметрии.

Композитор редко обращается к классическим формам (в частности, сонатному allegro), разработке он предпочитает варьирование. У Мессиана преобладают монументально-статичные формы (пристрастие к многочастным циклам), в наибольшей мере соответствующие идейно-образному содержанию его музыки (тяга к идеальному, надземному, неподвижно- парящему). Искусство Мессиана, связанное гл. обр. с религ. тематикой, лишено жанровости, драм. лиризма, действенной героики и т.п. Исключение — пьесы виртуозно-колористического характера, построенные на материале пения птиц разл. стран.

Мессиан более 40 лет записывал голоса птиц. Создал систему трансформации на муз. инструменты с темперированным строем птичьих посвистов, призывов, клёкотов, юбиляций: «Каталог птиц» (7 тетрадей, 1956-59), «Экзотические птицы» (1956) и др. Эти произведения развивают традиции франц. музыки, идущие от Л. К. Дакена («Кукушка»), Ж. Ф. Рамо («Курица»), Ф. Куперена («Соловей»), М. Равеля («Печальные птицы»). Однако и эти сочинения не лишены мистицизма (птицы для Мессиана — «служители внематериального»), звукоподражание окрашивается в религ. тона.

Мессиан ведёт также концертную деятельность (как органист и пианист), будучи ярчайшим интерпретатором собственных сочинений. Блестящий органист-импровизатор, он внёс много нового в область церковной музыки (его импровизации выходят за рамки культовой службы). Мессиан часто играет в дуэте с Ивонной Лорио — лучшей и постоянной исполнительницей его фортепианных произведений.

Мессиану-критику принадлежат статьи по различным вопросам вплоть до проблем современной поэзии. Он является также автором текстов многих своих вокальных циклов.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова