Литавра

12.01.2011 в 15:12.
Литавры

У многих народов издавна известны инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Такие инструменты встречаются в Индии, в Африке, в Китае, у славянских народов. Именно от них произошли современные литавры, занимающие почетное место среди ударных инструментов симфонического оркестра.

Литавры появились в оркестре первыми из ударных, еще в XVII веке. Это большие медные котлы, верх которых затянут кожей. С помощью винтов натяжение кожи можно изменять, и тогда звук становится выше или ниже.

Играют на литаврах палочками, обтянутыми войлоком. Каждая литавра может издавать только один звук, - тот, на который ее настроили. Перестраивать литавру долго и сложно. Поэтому в оркестре бывает две или три литавры разных размеров с разной настройкой. Современные композиторы используют четыре, иногда даже пять литавр.

Звучность литавр может быть очень разнообразной: от подражания раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Отдельные удары литавр поддерживают низкие, басовые голоса оркестра. А иногда литаврам поручают даже мелодии, конечно, несложные, состоящие из трех-четырех звуков.

Л. В. Михеева


Мало кому не хочется хоть раз стукнуть по натянутой коже этого огромного медного котла и услышать звук раскатистого грома. Эффект необычайный. Вряд ли древневосточные изобретатели этого инструмента (имеющего греческое название: "ли", сокращенно от поли-, значит множество; "таврия" - барабан) предполагали, что он будет пользоваться такой популярностью в европейском оперном и симфоническом оркестре. Звук литавры имеет точную высоту, зависящую от силы натяжения кожи - мембраны. Поэтому сколько нот, звучащих у литавры, нужно в данном произведении композитору, столько литавр участвуют в исполнении. Обычно это от двух до пяти инструментов.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова