Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Хор

12.01.2011 в 01:35.

На сцене стройными рядами стоят женщины в одинаковых красивых платьях. За ними, поднявшись на небольшие возвышения, мужчины в строгих черных костюмах. Взмах руки дирижера, и зазвучало хоровое пение.

Словом «хор», которое произошло от греческого choros и латинского chorus, что значит толпа, собрание, называют коллективы людей, исполняющих вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива.

Разумеется, не всякий коллектив можно назвать хором. Бывают вокальные ансамбли, состоящие из нескольких, иногда более десяти, человек. Хор отличается от них значительно большим числом исполнителей. Все участники хора разделены на несколько групп, чаще всего - на четыре. В детском хоре голоса делятся на высокие и низкие; высокие голоса - сопрано, низкие - альты. Взрослые хоры могут быть разными по составу: мужскими, женскими и смешанными. В смешанном хоре присутствуют все основные голоса: сопрано (высокие женские), альты (низкие женские), тенора (высокие мужские) и басы (низкие мужские). Иногда, если исполняемое сочинение имеет не четыре разных партии, а большее количество, каждая из групп подразделяется на первые и вторые голоса: первые и вторые сопрано, первые и вторые альты и так далее.

Для хорового пения композиторы сочиняют специальные произведения: песни, хоры, хоровые поэмы. Д. Д. Шостакович написал 10 хоровых поэм на слова поэтов-революционеров.

Хор - одно из главных «действующих лиц» многих опер. Без него не обходится ни одна массовая сцена. Вспомним хотя бы «Сцену под Кромами» из оперы Мусоргского «Борис Годунов», где показана картина народного волнения. Образ восставшего народа передан через хоровую песню «Расходилась, разгулялась...». Величественный хор «Славься» звучит в финальной сцене оперы Глинки «Иван Сусанин».

Хор - непременный участник исполнения ораторий и кантат, где ему отводится очень большое место. Некоторые хоровые произведения пишутся без сопровождения. Такое исполнение принято называть а капелла (см. рассказ Капелла).

Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все средства музыкальной выразительности: прозрачное пианиссимо и величественное фортиссимо, колоссальные нарастания и мгновенные спады звучности, замедление или ускорение темпа.

Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощенные в музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины. Недаром хоровое пение - одна из самых любимых у нас в стране форм художественной самодеятельности.

По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры, исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют «прикрытым», «округлым» звуком. Это Санкт-Петербургская академическая капелла имени М. И. Глинки, Республиканская капелла имени А. А. Юрлова, хор мальчиков Московского хорового училища имени А. В. Свешникова.

Народные хоры поют в особой манере, так называемым открытым звуком. Вспомните, например, звучание Хора имени Пятницкого, Северного народного хора и других подобных музыкальных коллективов.

Л. В. Михеева


Вообразите себе хоровое звучание... Не ошибусь, если скажу, что большая часть читателей представила какую-либо духовную музыку. Наверное, всплывает в памяти народное хоровое пение, затем что-нибудь гимническое, потом, может быть, оперный хор ит. д.

Во всех этих жанрах хоровой музыки есть нечто общее. Преобладает серьезный тон, если и не всегда подлинно высокого, то лирического, героического или повествовательного характера. Во всяком случае, очевидно, что менее всего хоровое музицирование занято развлекательностью. Так сложилось с древнейших времен.О самой ранней хоровой музыке известно то, что она была составной частью культового группового танца. Хорошо знакомые нам хороводы - это самый древний тип коллективного музицирования, связанный с обрядами и ритуалами разных народов. А поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека так, как это стало на более поздних этапах общественного развития, то от этого неделимого корня хоровой музыки пошли два родственных побега: духовная и светская. Объединяющий их серьезный настрой — это и есть их родовая древняя черта. Поэтому, кстати, как бы ни расходились в дальнейшем пути духовной и светской хоровой музыки, всегда сохранялась их стилевая общность.

Культовое хоровое пение было чрезвычайно развито во втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте, Вавилоне, Палестине, Сирии, Индии, в Древней Греции и Древнем Риме. Унаследовало эту обрядность и христианство. Однако с разделением христианства на католицизм и православие сложились различные музыкальные традиции в каждой из этих церквей. Так, римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. Византийская (православная) церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения а cappella и запретила инструментальную музыку в церкви. Это повлекло за собой очень большие различия в последующем развитии музыкальных культур в Западной Европе и в странах православного вероисповедания, которые до сих пор болезненно отзываются на нашей отечественной музыкальной культуре.

Католическая музыка развивалась от одноголосных гимнов - до многоголосных месс и ораторий, написанных для больших хоров, солистов и оркестров, вобравших все достижения светской музыкальной культуры: от народных танцев - до оперы. Этот путь она проделала от второй половины первого тысячелетия - до второй половины второго.

Православная хоровая музыка также начала свой путь с одноголосия (у старообрядцев она до сих пор не сходит с этого пути) и достигла в своем развитии богатого хорового многоголосия, сложившегося под влиянием католического стиля.

Светская хоровая культура не менее разнообразна. Она до сих пор включает в себя древнейшие хороводные песни, которые мирно сосуществуют с современными профессиональными хоровыми пьесами, и старинные, протяжные лирические, которые не уступают по красоте и сложности кантатам и хоровым концертам. Большую роль играет хор в театре: от античности до наших дней.

Существуют три разновидности хора как коллектива поющих музыкантов: мужской, женский и смешанный (детские хоры аналогичны женским). В соответствии с диапазонами голосов хор разделяется на партии: басы, тенора, альты и сопрано. Хоры также различаются по характеру пения и репертуару на академические и народные.

Пение в хоре - одна из самых больших человеческих радостей. Развитая хоровая культура народа свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека.

М. Г. Рыцарева

Ссылки по теме

Главы из книг

Коллективы


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова