Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги


Опера Оффенбаха «Сказки Гофмана»

Les contes d’Hoffmann

12.01.2011 в 23:51.

Оффенбах. «Сказки Гофмана». Баркарола (оркестр п/у Т. Бичема)

Опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Постер Рафала Ольбиньского

Опера французского композитора Оффенбаха (1881, Париж), в трех действиях с прологом и эпилогом. Либретто Барбье по мотивам рассказов Э. Т. А. Гофмана "Песочный человек", "Сказка о потерянном изображении" и его пьесы "Рат Креспель" (из цикла "Серапионовы братья").

Главные персонажи: Гофман (тенор), Никлаус/Муза (меццо-сопрано), Олимпия (сопрано), Джульетта (сопрано), Антония (сопрано), Стелла (сопрано), Линдорф (бас-баритон), Коппелиус (бас-баритон), Дапертутто (бас-баритон), Доктор Миракль (бас-баритон), Спаланцани (тенор), Шлемиль (баритон), Креспель (баритон), Андреас (тенор), Кошниль (тенор), Питикиначчо (тенор), Франц (тенор), Лютер (бас), Голос матери Антонии (меццо-сопрано).

Пролог

В маленьком нюрнбергском кабачке царит веселье. Входит городской советник Линдорф. Увидев Андреаса, слугу певицы Стеллы, к которой он неравнодушен, Линдорф пытается выведать, что за записка у того в руке. Узнав, что это письмо к поэту Гофману, да к тому же с ключом от будуара Стеллы, Линдор негодует. Спрятав письмо и ключ в карман, советник решает сам пробраться ночью к красавице. Тем временем Лютер, хозяин кабачка, готовится к приходу новых гостей, ведь в театре неподалеку скоро антракт. Появляется Гофман со своим другом Никлаусом. Пирующие радушно встречают их, веселье продолжается. Гофман поет друзьям куплеты. На вопрос Линдорфа, способен ли он любить кого-нибудь, поэт отвечает, что готов поделиться с компанией рассказами о своих любовных историях. Реальность в в них переплетается с фантазией. И везде с поэтом верный друг Никлаус.

Акт Олимпии

Гофман влюбляется в прекрасную Олимпию, дочь физика Спаланцани. Он не знает, что Олимпия - кукла, которую физик сконструировал с помощью оптика Коппелиуса, сделавшего кукле глаза. Тот угрожает Спаланцани выдать тайну, требуя денег. Спаланцани демонстрирует куклу гостям. Гофман танцует с ней вальс. Кукла кружится, как заводная. Обессилевший поэт падает в обморок. Слуга Кошниль под недоуменные возгласы гостей уводит куклу. И тут раздается треск. Это Коппелиус, желая отомстить Спаланцани, расплатившемуся с ним чехом лопнувшего банка, ломает куклу. Поэт удручен. Все смеются над ним.

Акт Джульетты

Площадь в Венеции. Во дворце знатной куртизанки Джульетты бал. По наущению злого колдуна Дапертутто Джульетта обольщает поэта, провоцирует его на ссору со своим поклонником Шлемилем. Гофман кидается на Шлемиля. чтобы добыть ключи от будуара Джульетты, которые тот, по ее словам, всегда носит с собой, и пронзает его шпагой. Верный друг Никлаус пытается увести поэта, но тот стремится к Джульетте. Ветреная куртизанка, однако, предпочла ему прогулку на гондоле, и несчастный поэт слышит лишь смех куртизанки, уплывающей на лодке с Питикиначчо.

Акт Антонии

Дочь советника Креспеля певица Антония больна чахоткой. Врачи запретили ей петь, ведь ее мать (в прошлом известная певица) умерла от такой же болезни. Девушка любит Гофмана. Он после долгого отсутствия пришел к ней. Появляется доктор Миракль. Хотя Креспель ненавидит его и не хочет пускать к дочери, тому удается к ней проникнуть сквозь стену. Он уговаривает ее петь. Под демоническим взглядом доктора оживает портрет матери и тоже просит Антонию спеть. Все громче и громче поет девушка, а затем падает, как подкошенная, на пол. Вбежавшие Гофман и Никлаус пытаются привести ее в чувство, но Антония мертва.

Эпилог

Снова погребок Лютера. Гофман закончил свои печальные истории. Друзья сочувствуют ему. Все пьют и проклинают любовь. Гофман пьянеет. Его утешает Муза. Он падает без сознания. Вошедшая Стелла, увидев лежащего на полу поэта, уходит вместе с Линдорфом...

Е. Цодоков


Опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Постер Рафала Ольбиньского

СКАЗКИ ГОФМАНА (Les contes d'Hoffmann) — фантастическая опера Ж. Оффенбаха в 4 д. (5 к.), либретто Ж. Барбье по одноименной пьесе Ж. Барбье и М. Карре, инструментовка Э. Гиро. Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 10 февраля 1881 г.

Фантастические рассказы Э. Т. А. Гофмана получили широкий отзвук в оперном и балетном жанрах. В опере Оффенбаха отражены не только темы и сюжеты произведений великого писателя, но и сам он выступает в качестве главного героя, переживающего наяву то, что творила его фантазия. Реальный Гофман имеет мало общего с мечтателем и несчастным влюбленным, каким он выведен в опере. Но музыка Оффенбаха, сочетающая причудливую и гротескную, а по временам зловеще-мрачную фантастику с иронией, своеобразно передает некоторые стороны творчества писателя.

В винном погребке, окруженный группой друзей, Гофман вспоминает былые любовные увлечения. Теперь он влюблен в артистку Стеллу, которую преследует советник Линдорф. В Стелле соединены образы всех женщин, которых любил Гофман, тогда как Линдорф концентрирует черты его врагов. То, о чем рассказывает герой оперы, воскреснет в трех сценических образах. Он влюбляется в прекрасную Олимпию, дочь физика Спаланцани, не зная, что это не живая девушка, а заводная кукла. Злой Коппелиус, враг Гофмана, ломает куклу на глазах поэта, уничтожая его веру в красоту и любовь. По наущению злодея Даппертутто куртизанка Джульетта обольщает Гофмана и побуждает его убить соперника, а затем, насмеявшись над влюбленным, покидает его. Гофман полюбил тяжело больную певицу Антонию, которой запрещено петь. Приглашенный ее отцом доктор Миракль (новое воплощение зла, преследующего героя) заставляет девушку петь, доведя ее до гибели. В эпилоге уставший Гофман засыпает, а в погребок входит Стелла. Когда поэт пробуждается, никого нет: Линдорф увел Стеллу.

Оффенбах, автор многочисленных оперетт, всю жизнь стремившийся к опере, лишь на склоне жизни сумел осуществить свое намерение, однако не дожил до постановки своего итогового произведения. Лирическое начало, столь характерное для его творчества и лишь частично проявившееся в опереттах (особенно сильно в «Периколе»), определяет весь характер «Сказок Гофмана». Образное содержание музыки и либретто совпадает далеко не в полной мере. Автор текста Барбье придал событиям мистический и пессимистический характер. Жизнь — тщета, обман; зло и ложь всегда торжествуют над добром и правдой, столкновение мечты с пошлостью реального мира неизбежно приводит к победе пошлости — таков конечный вывод либретто. Музыка же лишена мистических черт, злое начало не имеет в ней всеобщего характера, и носителями его являются люди, которые, как и в творчестве Гофмана, сочетают черты фантазии и реальности. Сочинение Оффенбаха представляет собой своеобразный синтез французской лирической оперы с немецкой романтической. Мелодика ее богата, выразительна, остро характерна; музыка выражает и романтическое томление, неудовлетворенность, и протест против жестокости мира.

Оффенбах умер, не успев оркестровать оперу; эту задачу выполнил Э. Гиро. Первая постановка, хотя и прошла с большим успехом, дала неверное представление о сочинении, так как в ней было много пропусков и искажений. Став репертуарной, обойдя сцены всего мира, опера неоднократно подвергалась переработке и переинструментовке. Наиболее значительны постановки под управлением Г. Малера (Вена, 1901), режиссеров X. Грегора (Берлин, 1905), М. Рейнхардта (Берлин, 1931) и особенно В. Фельзенштейна (Берлин, театр «Комише опер», 1958), придавшего сценическому действию жизнеутверждающий характер.

В России «Сказки Гофмана» впервые были представлены в московском Новом театре 25 января 1885 г. (П. Лодий — Гофман), затем в Петербурге, в театре сада «Аркадия», 24 июля 1894 г. (режиссер М. Лентовский; Ф. Шаляпин — Миракль) и Мариинском театре 5 февраля 1899 г. (под управлением Э. Крушевского), а в XX в. — в Театре музыкальной драмы (1915), Театре комической оперы (1920, режиссер И. Лапицкий; И. Ершов — Гофман), московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и Латвийском театре оперы и балета (1946). Среди выдающихся постановок конца XX в. — спектакли венской «Фольксопер» (1976, режиссер И. Шааф), на Зальцбургском фестивале (1980, режиссер Ж. П. Поннель), в Свердловске (1986, режиссер А. Титель). Лучшими интерпретаторами партии Гофмана признаны П. Доминго, Н. Гедда и Н. Шикофф.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru. Форум
© 2004–2014 Проект Ивана Фёдорова