Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Гусли

12.01.2011 в 00:11.

Давным-давно, появился на свет этот инструмент. Родился, подобно арфе, из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску, а потом, для получения лучшего резонанса, на плоский ящик со сторонами разной длины, соответствующими постепенно увеличивающейся длине струн.

Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины.

Это были гусли звончатые. Еще их называли гусли яровчатые. Вам, наверное, приходилось встречать эти названия в былинах и старинных русских сказках. Никто не помнит, когда они появились на Руси. Еще легендарный Боян, певший славу князьям в «Слове о полку Игореве», был гусляром.

В XVII веке появились другие, более совершенные гусли, с большим, чем у звончатых, количеством струн. Их называли тогда «столовыми», а мы скажем более привычно, более современно - настольными. Это был прямоугольный инструмент, который ставили на стол или просто приделывали к нему ножки. Звук у него был ярче и сильнее, возможности для исполнителя - шире, чем на гуслях звончатых.

В начале XX века настольные гусли были усовершенствованы Н. Приваловым. Он создал гусли четырех размеров, от самых маленьких до очень крупных - пикколо, приму, альт и бас.

Сейчас в оркестре народных инструментов применяются клавишные гусли, сконструированные Н. Фоминым также в начале нашего века. У них большой диапазон - от пяти до семи октав, приятный, полный, насыщенный звук.

У русских гуслей много родственников. Это и литовские канклес, и эстонский каннель, и карельские кантеле. Национальный карельский эпос «Калевала» исполнялся под звуки кантеле. В наше время кантеле, тоже усовершенствованные, имеют пять видов: пикколо, приму, альт, бас и контрабас.

Л. В. Михеева


Вы, конечно, убеждены, что это один из самых что ни на есть древних национальных русских инструментов. Потому что о них сохранилась добрая память в сказках и былинах, песнях и пословицах. Но любопытно, что такие же точно струнные щипковые инструменты (и по форме и по звучанию) столь же давно бытовали у эстонцев (каннель), латышей (кокле), литовцев (канклес), карелов и финнов (кантеле), а также у татар (гусля), мари (кюсля), чувашей (кесле) и удмуртов (гуели или крезь). У прибалтийских музыкантов распространены гусли в форме крыла (крыловидные), у поволжских — в форме шлема (шлемовидные). В России и на Украине — те и другие.

После исчезновения скоморошества эти легкие "портативные" гусли ушли из русской музыкальной практики. Однако на смену им на рубеже XVI-XVII веков пришли гусли прямоугольные в виде столика, предназначенные для "респектабельного" музицирования в домах. В XVIII веке, когда в моду вошла западноевропейская клавесинная музыка, а клавесинов почти не было, гусли с успехом их заменяли. В 1905 году русский мастер Н. П. Фомин создал клавишные гусли. Те и другие инструменты употребляются сейчас в народных оркестрах.

М. Г. Рыцарева


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова