Легенда о Фаусте

Глава №99 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Легенда о Фаусте — один из бродячих сказочных сюжетов, известный с древних времен. Тему эту можно встретить у самых различных европейских народов, причем, словно своенравный поток, она объединяет, включает в себя детали самых различных легенд, народных преданий. В ранних вариантах Фауст предстает в образе студента-чернокнижника, бродячего ученого, водящего дружбу с чертом, человека, познавшего тайны алхимии, науку права и знакомого с волшебством. Фигура Фауста на протяжении веков обогащалась элементами греческих легенд, вбирала в себя детали средневековых сказаний, но одна черта ее всегда оставалась неизменной, причем с течением времени приобретала все более яркое выражение. Фауст — мощное воплощение жажды знаний и жажды жизни.

Первый печатный памятник легенды о Фаусте — «Народная книга», вышедшая в 1587 году. С нее начинается литературный путь сказания о Фаусте. В последующие столетия Фауст появляется на сценах кукольных театров, в балете, в драме, в водевиле, в пародиях и даже в музыке.

Ставший классическим образ Фауста создал Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832), один из величайших писателей не только немецкой, но и всей мировой литературы. Его творчество и деятельность — итог знаний человека XVIII века. Ничто не ускользает из поля зрения его поэтических и научных интересов. Ученый, поэт, искусствовед и романист, он ищет физические законы цвета и одновременно дарит человечеству одну из крупнейших в мировой литературе драматических поэм. Министр и философ пишет народную эпическую поэму о похождениях «Рейнекелиса», с едкой насмешкой разоблачая все трюки, преступления и гнилость феодального правления.

Гете — настоящий гигант, который на рубеже XVIII—XIX веков, как бы на меже двух эпох, воплощает в своем творчестве дух революционной эпохи Просвещения и в то же время замечает явления романтизма, возникающие в новом столетии. В целом ряде своих произведений Гете выступает отважным пионером романтизма.

Понятно, что человек, который так страстно исследовал живую действительность, неустанно расширял область своих знаний, вскоре заинтересовался образом и проблемой Фауста. Молодой Гете словно узнает самого себя в этой легендарной фигуре. В нем тоже горит лихорадочная жажда истины. Гете в своей драме создает образ человека, который не хочет быть рабом, а хочет быть господином, повелителем жизни, который хочет сорвать покрывало, скрывающее тайны природы от глаз людей. Гете показывает нам зрелого мыслителя, который уже не довольствуется лженаукой, а стремится к более современным знаниям, ищет путь к пониманию тайн природы.

Первый вариант «Фауста» был написан в 1773—1775 годах. Но лишь после тридцати лет работы над драмой Гете издает первую часть ее, содержащую уже всю историю Фауста до смерти Маргариты. (Эта часть и оживает в музыке Гуно, причем первоначально опера называлась «Маргарита».) Вторая часть «Фауста» появляется всего лишь за год до смерти писателя, который и сам чувствовал, что «Фауст» — ось его творчества. Когда он поставил точку в последней фразе второй части, то произнес: «Главный труд моей жизни завершен».

Либреттисты Гуно — Барбье и Карре — взяли из великого творения Гете лишь сюжетную основу, оставив без внимания ее философскую сущность. Композитор и либреттисты показывают нам в качестве героя не томящегося в раздумьях немца, а его французского двойника, которого зачаровывает возможность вернуть любовь и юность.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова