Даниэль Франсуа Эспри Обер

Глава №86 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Наиболее меткую характеристику Оберу дал Россини: «Произведения Обера суть малые творения великого музыканта ...»

И действительно, его творчество производит на потомков такое же впечатление, как и на критика-современника: композитор по своим способностям мог бы дать больше. Многие считают, что разбросанные легкой рукой мелодии, французское остроумие и жажда немедленного эффекта как бы разжижили музыку Обера. Другие же ищут ключ к тайнам жизни и творчества композитора, как раз наоборот, в его чрезмерной скромности, можно даже сказать, робости ...

Друзья отмечали, что Обер не присутствовал ни на одном исполнении своих произведений, а собственные творения мерил меркой классических мастеров. Например, он собственноручно переписал струнные квартеты Гайдна, чтобы как можно глубже запечатлеть в памяти каждую ноту этих шедевров. Обер был убежден, что рядом с такими гигантами он не может играть роли даже подручного.

Широкая публика знала об этом очень немного или вообще не знала ничего. Обер был известен парижской публике как элегантный светский повеса, который увлекался скаковыми лошадьми, любил женщин, образованное общество, который вставал в шесть часов пополудни и ложился спать под утро, ежедневно одаряя французскую столицу страничкой изящной партитуры да несколькими едкими остротами, которые, как крылатые словечки, вскоре кружились в раскинувшемся по берегам Сены огромном городе.

Многочисленные произведения Обера похоронило время. Живы лишь «Фра-Дьяволо» и «Немая из Портичи». Довольно долго играли и его «Манон», но оперу эту обрекли на забвение сперва опера Массне, а затем Пуччини.

Обер родился 29 января 1782 года в городе Козне (Нормандия). Отец композитора — художник-любитель, называл себя также «любителем песни и скрипки».

Юный Обер вырастает в атмосфере искусства, поскольку семья долгое время занималась торговлей предметами искусства (шедшей не слишком успешно), и ее антикварный магазин посещали многие любители прекрасного.

В возрасте 16-ти лет молодой музыкант играет почти на всех инструментах симфонического оркестра, хорошо поет и великолепно изъясняется на иностранных языках. Он еще учится, когда его романс «Ле бонжур» («Привет») уже завоевывает успех по всей стране, и, выражаясь на современном, хотя и несколько грубом жаргоне, становится «шлагером», популярной песенкой. После успехов молодости в жизни Обера, в противоположность биографиям большинства музыкантов, наступает неожиданный поворот: композитор решает отойти от музыки и мечтает о карьере чиновника. Первым делом он едет в Лондон, чтобы усовершенствовать свои познания в английском языке. Однако вскоре Обер возвращается к музыке и притом несколько необычным образом. По предложению виолончелиста Ламара он пишет концерты для виолончели, которые тот выдает за свои. На титуле нот красуется имя Ламара. Но подобные вещи недолго остаются в тайне. Секрет вскоре раскрывается. Поступают новые заказы. На этот раз заказчик — популярный скрипач Мазас. Юный композитор и пользующийся всемирной славой скрипач добиваются большого успеха.

В 23 года Обер пишет первое произведение для сцены, которое исполняется любителями. Концертмейстером в этом любительском оркестре был великий французский художник Энгр, который, как известно, больше почитал свою игру на скрипке, чем свой поистине классический талант живописца. Среди слушателей находится «грозный» властитель музыкального мира — маэстро Керубини, который прославился на весь мир по двум причинам: перед его драматическим гением преклонялся даже Бетховен, и, во-вторых, Керубини был единственным человеком, который говорил грубости Наполеону Бонапарту, находящемуся в зените своей власти.

Керубини находит настолько успешным эксперимент молодого Обера, что принимает его в число своих учеников. Следующая опера Обера все еще исполняется любителями в доме герцога Шиме. 1820—1821 годы для Обера означают решающий успех: его оперы «Госпожа-пастушка» и «Эмма» завоевывают успех по всей стране. Теперь он на прямом пути к славе.«Опера комик» открывает перед ним свои двери: 29 февраля 1828 года, выражаясь несколько высокопарным языком прошлого столетия, перед Обером раскрылись врата бессмертия: его опера «Немая из Портичи» была поставлена на сцене «Гранд-Опера». Еще не смолкли бурные аплодисменты, которыми публика встретила написанную совместно со Скрибом оперу, как в «Опере комик» с успехом была сыграно новое произведение Обера — «Фра-Дьявол о» (28 января 1830 года). Другие оперы композитора — «Бал-маскарад» (либретто в основном сходно с сюжетом оперы Верди того же названия), «Черное домино» (1837), «Озеро фей» (1839), «Первый шаг», «Марко Спада» (1852), написанная совместно с Адамом Алеви и Карафа, правда, сохраняют свой авторитет у специалистов и даже находят путь к публике, но по своей ценности далеки от «Фра-Дьяволо» и «Немой из Портичи».

Один из критиков следующим образом подвел итог творчеству Обера: «Он создавал только красивые вещи». Ныне такой отзыв равнозначен похлопыванию по плечу и звучит пренебрежительно. А ведь по отношению к французской культуре это пренебрежительное толкование несправедливо и неуместно. Парижские моды (главным образом для женщин), парижское кабаре (главным образом для мужчин), парижские скульпторы (главным образом для ведомственных зданий) и зачастую фривольные парижские живописцы (главным образом для частных домов) создавали, в основном, красивые вещи ... Эти творения были преисполнены французского духа, весьма часто — едкого юмора, были сдобрены тонким ароматом и обладали подкупающим обаянием. И к этим незабываемо красивым, радующим сердце вещам принадлежат и тысячи остроумных замечаний, метких критических слов и чарующих мелодий Обера.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова