Валерий Гаврилин (Valery Gavrilin)

25.12.2010 в 15:28.
Валерий Александрович Гаврилин / Valery Gavrilin. Автор: Чумичев Александр  |  Источник: ITAR-TASS

В одной из дневниковых записей Валерия Гаврилина можно прочесть: «Есть искусство, вырастающее как веточка на пышной и богатой кроне нашей культуры, которое делает ее еще пышнее и богаче. А иногда, гораздо реже, побег выходит прямо из корня. Он не так тонок, не так нервен к каждому внешнему движению, не так роскошно окружен, не так высоко глядит, но зато более стоек, более основателен и сам способен вырасти в дерево. Именно к таким вот коренным явлениям нашего искусства относятся Твардовский в поэзии и Свиридов в музыке». Эти слова в высочайшей степени относятся и к самому Гаврилину — композитору редкого своеобразия, глубины и подлинной народности. О себе же Гаврилин писал: «Я живу на своей Родине, я охраняю и сохраняю ее музыку».

Валерий Александрович Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде в семье педагогов Александра Павловича Белова и Клавдии Михайловны Гаврилиной. Спустя несколько дней после рождения он был перевезен в город Кадников, где мать работала директором детского дома. Когда мальчику еще не исполнилось двух лет, началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт и вскоре погиб под Ленинградом, а Валерий с матерью переехал в деревню Перхурьево Вологодской области, где Клавдия Михайловна тоже стала работать директором детского дома. Она была очень занята и не могла уделять много внимания детям — Валерию и его сестре Галине, которых растила крестная мама-няня Аскалиада Алексеевна Кондратьева. В 1950 году по ложному навету Клавдия Михайловна была арестована. Имущество семьи конфисковали, Галю взяли к себе родные, а Валерия пришлось устроить в детский дом в селе Ковырино под Вологдой. К счастью, директором этого учреждения была подруга Клавдии Михайловны, и к мальчику отнеслись очень внимательно. Его яркий музыкальный дар проявился уже в те годы. Валерий пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов, постигал азы игры на фортепиано под руководством учительницы Т. Д. Томашевской в музыкальной школе №1 Вологды, пробовал сочинять.

Окончив 7 классов, в 1953 году мальчик поступил в Вологодское музыкальное училище на хоровое отделение. Там его услышал доцент Ленинградской консерватории И. Белоземцев, который порекомендовал послать Гаврилина в Ленинград, в Специальную музыкальную школу при консерватории, которая имела свой интернат для иногородних учащихся. Осенью того же года Валерий поступил в эту школу (его приняли в седьмой класс) в класс кларнета, так как профессиональная подготовка мальчика не позволила ему поступить на фортепианное отделение. Однако почти сразу его принял в свой класс опытнейший преподаватель композиции С. Я. Вольфензон, первый педагог почти всех заметных ленинградских композиторов того времени и последующих десятилетий. Одновременно начались занятия и в так называемом «классе общего фортепиано» — обязательном для всех учеников школы, независимо от специальности. И здесь Валерий продвигался быстро, делая большие успехи и заметно выделяясь среди своих сверстников.

Об этом, в частности, свидетельствует прозвище, которое дали ему соученики — Великий. Именно так его представили молоденькой воспитательнице Наталии Евгеньевне Штейнберг, пришедшей работать в школьный интернат 22 октября 1956 года. Выпускница исторического факультета Ленинградского университета, после его окончания она была отправлена по распределению работать в Бологое. Вскоре Наталия Евгеньевна смогла возвратиться: в Ленинграде у нее оставались мать и бабушка — представительницы старинной прибалтийской лютеранской семьи. Однако работу найти было нелегко, и после нескольких месяцев поисков девушка устроилась воспитательницей в интернат Специальной музыкальной школы при консерватории. В первый же день ей поручили курировать выпуск стенгазеты, которой занимался ученик 9 класса Гаврилин. Ей рассказали, как он выглядит, и она пошла его разыскивать. Поднимаясь вверх по широкой лестнице, она увидела спускающегося мальчика, в котором узнала Валерия Гаврилина. Он же много лет спустя рассказал: «Я увидел ее, поднимающейся по лестнице, и сказал себе: «Я на ней женюсь!»

Жизнь в интернате была достаточно тяжелой. Растущим организмам не хватало казенной еды, занятий было очень много. Тем не менее, Гаврилин занимался настолько успешно, что директор школы, преподававшая гармонию, нередко просила его заменить ее на уроках, уходя по директорским делам. И уроки проходили блестяще, при абсолютной дисциплине: школяры уважали Великого!

О его любви знал весь интернат. Когда Наталия Евгеньевна приходила на работу, кто-нибудь непременно сообщал ей: «Ваш-то уже прибегал». Поначалу ей было смешно — Валерий казался совсем мальчиком. Но он был настойчив. Помогал ей во всех начинаниях, особенно когда ее назначили старшим воспитателем, и она должна была отвечать за всю жизнь интерната. Гаврилин познакомился с семьей Штейнберг, и мать, режиссер по образованию, рекомендовала юношу в некоторые драматические коллективы, чтобы он смог подработать что-то к своей грошовой стипендии. На лето Гаврилин обычно уезжал в деревню к матери, которая после смерти Сталина была реабилитирована и вернулась домой. Исключением стал 1958 год — он готовился поступить в консерваторию, а после успешно сданных экзаменов, как и все принятые, был отправлен в колхоз.

В консерваторию он поступил на композиторский факультет, в класс профессора О. Евлахова. Уже в первые дни, прибежал в знакомую, ставшую почти родной, квартиру Штейнберг и попросил разрешения бывать. Его уважительное, совсем не современное отношение, с подношением собственных стихов, с трогательной искренностью, покоряло. С ним всегда было интересно: несмотря на юные годы, он знал очень много из самых разных областей. Любил поэзию, литературу, интересовался философией. В октябре 1958 года он сделал формальное предложение по всем старинным правилам. Получив предварительное согласие невесты, попросил ее руки у матери и бабушки, после чего стал приходить в гости уже на правах официального жениха. Скромная свадьба состоялась после окончания первого курса, в июне 1959 года. Первая любовь осталась единственной на всю жизнь. В 1960 году в семье родился сын, через 22 года — внучка. До рождения второй внучки Гаврилин не дожил.

Летом 1959 года Гаврилин поехал в свою первую фольклорную экспедицию — по Псковщине. К этому времени относится знаменательная запись в его дневнике: «Музыка, сердце мое, жизнь моя, не учи людей ЖИТЬ, учи любить, страдать, и еще любить, и еще любить!» В 1962 году состоялась его вторая фольклорная экспедиция — в Лодейнопольский район Ленинградской области. Возможно, именно она определила важное решение: в 1963 году Гаврилин перешел на музыковедческое отделение и стал заниматься народным творчеством под руководством крупного специалиста в этой области Ф. А. Рубцова.

Однако собственное творчество отнюдь не ушло на второй план. В том же 1962 году появляется одно из значительнейших сочинений Гаврилина, «Немецкая тетрадь» — романсы на стихи Гейне (через десять лет эти романсы получили название «Первой немецкой тетради», так как в 1972 году была написана Вторая). Его имя стало известным: вокальный цикл открыл для широкой общественности яркое самобытное дарование. В течение последующих лет появлялись его произведения, как правило, связанные с текстом, с голосом. Это была музыка самых разных жанров — от эстрадных песен, всегда отличавшихся безупречным вкусом, до хоровых симфоний.

В 1964 году Гаврилин окончил консерваторию и получил два диплома — музыковеда, специалиста по народному творчеству и — экстерном — композитора. Тогда же он поступил в аспирантуру по композиции, но довольно скоро был вынужден уйти по состоянию здоровья. С 1965 года Гаврилин преподавал композицию в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории, много сочиняя, в том числе — музыку для спектаклей Ленинградских театров и для кино. Одновременно один — 1966-й — год работал лаборантом в фольклорном кабинете Ленинградской консерватории. Позднее, в 1969 году, он попробовал совмещать преподавание с редакторской деятельностью в Ленинградском отделении издательства «Советский композитор». Однако эти постоянные места службы серьезно отвлекали от творчества, которое всегда было для него главным.

После ухода из училища в 1974 году все свое время Гаврилин стал уделять творчеству. Дарование его проявлялось не только в музыке. Глубокий знаток поэзии, философии, европейской культуры, незаурядный поэт, он сам писал тексты многих своих сочинений, регулярно вел записи, отличающиеся тонкой наблюдательностью, глубиной и юмором. В музыке Гаврилин стал продолжателем традиций Свиридова, творчество которого ему было наиболее близко по духу.

Самобытные черты творчества Гаврилина позволяют сразу, с нескольких тактов узнать его произведения, всегда отличающиеся искренностью, свежестью интонаций, какой-то особой доверительностью. Каждое его крупное произведение становилось событием музыкальной жизни и получало живой отклик. За «Русскую тетрадь», написанную в 1965 году, сразу по окончании консерватории (тогда же он был принят в Союз композиторов), Гаврилин получил Государственную премию имени Глинки. Это был небывалый за последние десятилетия случай столь раннего признания художника.

В 1967 году им написано действо для мужского хора, солистов и симфонического оркестра «Скоморохи», но по политическим причинам исполнение этого сочинения состоялось лишь спустя много лет. Следующие его крупные сочинения — вокальный цикл «Времена года», основой которого стали народные тексты, стихи С. Есенина и А. Твардовского; вокальный цикл «Песни Офелии» по Шекспиру в переводе Б. Пастернака, «Вторая немецкая тетрадь» на стихи Г. Гейне, вокально-инструментальный цикл «Земля» на стихи Альбины Шульгиной. Вокальный цикл «Вечерок» на стихи Гейне, Шульгиной и самого Гаврилина, написанный в 1973 году, стал одним из самых популярных сочинений композитора и прочно вошел в концертный репертуар. За год до того была создана вокально-симфоническая поэма «Военные письма» на стихи Шульгиной, потрясающая силой эмоционального воздействия.

Несмотря на такое количество произведений, сразу завоевавших признание широкой публики, первый авторский концерт Гаврилина состоялся в одном из второстепенных концертных залов города только в 1976 году. В следующем году композитор стал лауреатом Всесоюзного конкурса за песню «Два брата» на стихи В. Максимова. Гаврилин и ранее обращался к жанру эстрадной песни, причем все его песни отличаются безупречным вкусом, начиная с самой первой, «Любовь останется», написанной еще на консерваторской скамье.

70-е годы принесли Гаврилину много горя — в 1972 году умерла А. Кондратьева — крестная, ставшая ему второй матерью, а через шесть лет, в 1978-м — мать, Клавдия Михайловна. Сорокалетие композитора внесло в его жизнь некий перелом. В 1979-м Гаврилину было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств, а в 1980-м за ряд сочинений присуждена премия Ленинского комсомола. В 1981-м появился телевизионный фильм, в котором впервые рассказывалось о композиторе Гаврилине, завоевавшем народную любовь. Прошли его авторские концерты в Малом зале Ленинградской филармонии и Большом концертном зале «Октябрьский».

Вершиной творчества Гаврилина стала хоровая симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина), написанная в 1981—1982 годах. Исполненная в Большом зале ленинградской филармонии, она сразу заставила говорить о себе как о большом событии в советской музыке. За «Перезвоны» Гаврилину была присуждена Государственная премия СССР.

После этого композитор обратился к жанру балета, создав на протяжении 80-х годов пять спектаклей: «Анюта» по Чехову, «Дом у дороги» по Твардовскому, «Поединок» по Куприну, «Женитьба Бальзаминова» по А. Островскому и «Подпоручик Ромашев» по повести А. Куприна.

На протяжении всего творческого пути Гаврилин писал фортепианные пьесы, как для двух, так и для четырех рук. Если первые во многом обогатили педагогический репертуар, то четырехручные заняли прочное место на концертной эстраде. Яркие, своеобразные, характеристичные, они любимы всеми пианистами, избирающими четырехручный ансамбль основой своей концертной деятельности. Вплоть до 1983 года Гаврилин продолжал писать песни и романсы.

В 1988 году о жизни и творчестве Гаврилина были сняты еще два телефильма. Тогда же у него случился первый инфаркт, а через два года он повторился вновь. Радость принесли авторский концерт на родине, в Вологде, прошедший с огромным успехом в 1997 году и авторский концерт в Академической капелле Петербурга в мае 1998 года. Этот концерт оказался последним в жизни композитора.

Гаврилин скончался 28 января 1999 года в Санкт-Петербурге и похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Л. Михеева

Произведения

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова