Гармония

12.01.2011 в 19:33.

В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шопот речки тихоструйной.

Это, конечно, Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом», из которого заимствованы приведенные строки, был впервые опубликован в виде предисловия к первой главе «Евгения Онегина». А вот начало пушкинского же стихотворения «Красавица»:

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей...

И еще один отрывок - слова Сальери из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери»:

...Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп.
Поверил
Я алгеброй гармонию...

Почему здесь приведены столь разные стихи? Что в них общего? Одно только слово - гармония. Конечно, употреблено оно в разных значениях. Так что же оно означает?

Греческое слово harmonia переводится как созвучие, стройность, соразмерность. Именно в смысле стройности, соразмерности, а значит и красоты употребил это слово Пушкин в стихотворении «Красавица». В первом цитированном отрывке значение слов иное: под гармонией подразумевается поэзия как искусство в стройных, соразмеренных формах выражать владеющие поэтом мысли и чувства.

Близко к этому и значение, которое вкладывает в слово гармония Сальери в маленькой пушкинской трагедии. Недаром далее Моцарт произносит тост:

...за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.

Только речь здесь идет уже не о поэзии, а о музыке. Но вспомните, как говорит Сальери: «Поверил я алгеброй гармонию...». В этой фразе заключен, благодаря слову алгебра, еще один смысл: научного, исследовательского подхода к искусству. И тогда возникает еще одно значение гармонии - как специального термина, определяющего одно из выразительных средств музыки. Это выразительное средство основано на объединении звуков в созвучия и последовательности созвучий.

С течением времени менялся характер и особенности всех музыкальных выразительных средств, в том числе и гармонии. Поэтому при ее изучении говорят о различных стилях - гармонии классической и романтической, гармонии джазовой и т. д. Кстати, этим же словом определяется и учебная дисциплина, которая изучает законы построения и взаимосвязи аккордов.

Л. В. Михеева


Это слово распространено так широко, что нет нужды объяснять его общий смысл — согласие, пропорциональность, равновесие. Гармоничное развитие личности, гармоничные отношения в семье; гармонируют цвета или линии в одежде и аксессуарах и т. д. Несмотря на то, что употребляются главным образом именно такого рода выражения, каждый чувствует, что понятие гармонии идет от искусства и прежде всего — от музыки. В этом для русского уха большую роль сыграла, конечно, гармонь, гармошка, которая хотя и имеет в своем названии греческую основу, но столь укоренилась в народе, что и слово приобрело русскую национальную окраску.

Даже в профессиональной музыке гармония имеет несколько значений и употребляется по необходимости то в узком, то в широком смыслах. В узком смысле это слово характеризует качество созвучий или определяет их типы, например "мажорный аккорд". А в более широком говорят, предположим, "гармония Листа", "гармония Прокофьева", "гармония Мессиана". Здесь уже подразумевается музыкальный язык: характерные для данного композитора созвучия, способы и типы их соединения, сочетания. Есть еще более широкое употребление этого термина: "классическая гармония", "старинная церковная гармония", "джазовая гармония", "современная гармония".

Наконец, этим словом называется и вся наука о музыкальных созвучиях. Она зародилась в эпоху Возрождения, когда музыканты начали осознавать величайшую силу воздействия музыкальной гармонии на человека, и продолжает развиваться по сей день, едва поспевая за непрерывно обновляющейся практикой музыкального сочинения.

Звук — явление физическое, соответственно таково же и созвучие — одновременное сочетание звуков "по вертикали". Поэтому воздействие тех или иных созвучий на психофизические системы человека имеет свои весьма четкие закономерности. Насколько четкие — вы поймете, вспомнив любой траурный марш и то, как одинаково его воспринимают люди. Мы слушаем его минорные части, собравшись, свернувшись каждый в себя, напряженно и скорбно. А вот мажорная середина марша почему-то исторгает у нас слёзы...

Не всякая гармония действует так прямолинейно, она бесконечно разнообразна и сложна, даже в своей кажущейся иногда простоте. Это целый собственный мир, влияющий на человека так же многообразно, как природа, солнце, время года, магнитные бури, погода и т. д. Подвижность, переменчивость, неисчерпаемость гармонии рождают особую красочность музыкального языка, его магию и пленительность.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова