Сергей Доренский (Sergei Dorensky)

31.03.2011 в 00:27.

Сергей Леонидович Доренский / Sergei Dorensky

В чем секрет привлекательности этого пианиста, почему слушатели проявляют к нему неизменный интерес? Отвечая на этот вопрос, критик А. Николаева пишет: "В облике этого музыканта есть черты, которых подчас не хватает многим сегодняшним исполнителям, а именно: теплота, обаяние, доверительная искренность высказывания... Он располагает к себе сердца ярко выраженной поэтической направленностью своего искусства".

Если уж выдающийся педагог, маститый профессор останавливает свое внимание на пятикласснике и начинает заниматься с ним, значит, он верит в его будущее. Такая удача выпала на долю Сергея Доренского. Еще в Центральной музыкальной школе он стал учеником Г. Р. Гинзбурга, затем его студентом в Московской консерватории (до 1955 года) и, наконец, совершенствовался у него в аспирантуре (1955-1958). Именно в этот период он добился заметных успехов на музыкальных соревнованиях. 1955 год принес ему победу на состязании пианистов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве, через два года он завоевал вторую премию на Международном конкурсе в Рио-де-Жанейро.

Таков был результат планомерного развития его таланта. С того времени и ведет Доренский широкую концертную деятельность. Естественно, в программах пианиста, как и других его коллег, мы встречаем имена разных авторов - от Баха и Бетховена до Прокофьева и Р. Щедрина. Пожалуй, особенно часто исполняет он в последние годы сонаты Бетховена (№ 6, 8, 31), "Карнавал" и "Фантастические отрывки" Шумана, Сонату соль мажор и "Времена года" Чайковского, Рапсодию на тему Паганини Рахманинова, пьесы Шопена, Листа, Дебюсси, Скрябина.

Специфика бразильского конкурса побудила артиста обратить внимание и на другие слои фортепианной литературы. Так, он познакомил советских слушателей с некоторыми произведениями Э. Вила Лобоса и Кл. Сантору. Кроме того, Доренский явился первым в Советском Союзе исполнителем Фортепианного концерта С. Барбера. Но что бы ни играл пианист, он всегда прежде всего подчеркивает лирический подтекст музыки; это созвучно его художественной направленности. "У Доренского,— пишет в „Музыкальной жизни" Е. Эпштейн,— красивое пиано со множеством различных оттенков, которыми он умело пользуется; он - лирик по натуре". Характерно, что на эту черту обращал внимание еще учитель Доренского: "В лирических образах Сергей подкупает слушателей теплотой, благородством и поэтичностью исполнения".

Этим характеристикам вполне соответствует и мнение Г. Цыпина, высказанное в 1980 году и свидетельствующее о том, что Доренский и посейчас верен своим художественным устремлениям: "... он нашел свою исполнительскую манеру. Наиболее ярко выраженным в ней оказалось лирическое начало... В отличие от других представителей пианистической современности, Доренский не обнаруживает особой склонности к сфере фортепианной токкатности; не по душе ему, как концертанту, ни „железные" звуковые конструкции, ни громовые раскаты фортиссимо, ни суховатый и резкий „стрекот" пальцевой моторики. Люди, часто бывавшие на его конвертах, уверяют, что он в жизни не взял ни одной жесткой ноты... Зато он с самого начала проявил себя прирожденным мастером кантилены. Показал, что может очаровать пластичным звуковым рисунком. Обнаружил вкус к нежно-засурдиненным, серебристо-переливчатым пианистическим краскам. Тут он выступил наследником истинно русской фортепианно-исполнительской традиции... Так у него было в молодые годы, то же и сейчас. Отличала его и тонкость, любовная закругленность фразировки: игра его как бы изукрашивалась изящными звуковыми виньетками, плавными мелодическими изгибами. (В аналогичном плане опять-таки он играет и сегодня.) Наверное, ни в чем Доренский не выказал себя до такой степени учеником Гинзбурга, как в этой искусной и тщательной отшлифованности звука".

С искусством Сергея Доренского знакомы любители музыки многих стран. Но, может быть, особенно тепло принимают его в Латинской Америке, где хорошо помнят успех талантливого пианиста на одном из первых музыкальных соревнований в этой части света.

Сразу по окончании аспирантуры Доренский начал педагогическую деятельность в Московской консерватории, с 1981 года является ее профессором, а с 1978-го - деканом фортепианного факультета.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

Ссылки по теме

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова