Диссонанс
12.01.2011 в 00:29.Французское слово dissonance происходит от латинского dissono - «нестройно звучу». Этим музыкальным термином называют такое сочетание двух или нескольких звуков, которое образует напряженное, острое созвучие.
К диссонирующим интервалам относятся секунды, септимы, все увеличенные и уменьшенные интервалы. Диссонирующими аккордами являются те, в состав которых входит хотя бы один диссонирующий интервал.
Л. В. Михеева
Неблагозвучие, созвучие терпкое, как бы царапающее, раздражающее. В сущности, это синоним слова "дисгармония", но не всегда. Дисгармония употребляется в широком смысле и в определении гармонических несообразностей. Диссонансом же может быть и простое созвучие из двух звуков, например интервалы: секунды, септимы, тритон.
Диссонантность у многих ассоциируется с современной профессиональной музыкой. Это верно. Хотя диссонансы были и в старинной музыке. Без них вообще нельзя. Это все равно, что есть одни пирожные и мороженое — и не есть ничего аппетитного, соленого, мясного. Но все же в музыке XX века диссонансов намного больше. Причем не у одного какого-нибудь композитора, а у десятков и сотен. Когда слушаешь современную музыку, диссонансов так много, что постепенно к ним привыкаешь. Как загрубевшая кожа не чувствует шершавой поверхности, так привыкшее к диссонансам ухо перестает ощущать их остроту, и даже когда посреди современной диссонантной гармонии вдруг зазвучат консонансы (благозвучия), они настолько контрастируют контексту, что чуть ли не сами кажутся теперь диссонансами. Все наоборот.
И все же, почему так много диссонансов в современной музыке? Зачем композиторы лишают свою музыку гармоничной красоты? Ведь они только отталкивают слушателя?
Дело в том, что в музыке, даже в самых мельчайших ее элементах, помимо воли композитора проявляется его отношение к жизни. Художник XX века слишком остро чувствует несовершенство мира, его сложности и противоречия. Даже самые идеальные образы в его сознании деформированы осознанием внутреннего и внешнего неблагополучия. Развитие науки, технический прогресс усовершенствовали представления о мире, показали его бесконечность. Душа художника потеряла покой и равновесие. Поэтому диссонанс стал нормой музыкального языка.
М. Г. Рыцарева