Верди

Глава №15 книги «Биографии композиторов»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Джузеппе Верди. 1887 год, автор — Francesco Paolo Michetti

(10 X 1813, Ронколе, пров. Парма — 27 I 1901, Милан)

Джузеппе Верди (Verdi) Творчество Верди — вершина итальянской оперы и одна из вершин мировой оперы вообще. Среди великих композиторов, писавших для музыкального театра, его произведения до сих пор, спустя столетие после смерти автора, остаются наиболее популярными, повсеместно исполняемыми, известными каждому профессионалу и любителю музыки. Опера — основной жанр творчества Верди (к другим он обращался в начале или в конце пути), и в один ряд с его операми может быть поставлен лишь Реквием. Даже биография композитора — почти исключительно история создания опер.

Трудные детство и юность сформировали сдержанный и замкнутый характер Верди, которого называли «медведем из Буссето». По свидетельству современника, «под этой внешностью мог бы скрываться дипломат; но никому не удалось бы обнаружить в нем те страстные движения души, без которых невозможно создание произведений музыкального искусства, наиболее волнующего из всех видов искусств». Став знаменитым, композитор всегда помнил о своем крестьянском происхождении. Он любил землю и до 70 лет в своем имении Сант-Агата по 3-4 часа работал в поле, на винограднике, на самом солнцепеке, прикрыв голову соломенной шляпой («Я занимаюсь работой крестьянина, каменщика, плотника, а если приходится, даже чернорабочего»). На вершине славы и богатства он не забывал о бедности, оказывая помощь окрестным крестьянам, участвуя в благотворительных концертах, а в конце жизни купил участок земли в Милане, где был построен дом для престарелых музыкантов, существующий до сих пор и носящий имя Дома Верди. По словам французского критика, «у Верди было всегда лишь три страсти. Но они достигали величайшей силы: любовь к искусству, национальное чувство и дружба».

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе близ городка Буссето (Пармское герцогство, Северная Ломбардия). Родители его были крестьянами, отец, кроме того, держал трактир и торговал бакалейными товарами, разнося их по соседним деревням. Трактир был естественным центром селения: здесь вечерами собирались жители, останавливались разносчики, странствующие актеры, бродячие музыканты, под наигрыш которых крестьяне пели и плясали по праздникам. Любовь к музыке проявилась у Верди в раннем детстве; в 7 лет, услышав в церкви орган, он начал просить обучать его музыке. Первым его инструментом стал поломанный спинет, а первым учителем — старый деревенский органист, которого мальчик быстро превзошел и порою заменял на церковной службе.

В 10 лет отец послал Джузеппе в городскую школу в Буссето, где он за 2 года овладел письмом и счетом и получил работу у богатого купца Антонио Барецци, обратившего внимание на необычайную музыкальность сына трактирщика. Барецци был страстным любителем музыки, играл на нескольких духовых инструментах и являлся председателем местного Филармонического общества. В доме его проходили репетиции и концерты симфонического оркестра этого общества, и юный Верди принимал в его работе самое активное участие: переписывал ноты, делал обработки, разучивал партию со слепым альтистом, играл на барабане, а вскоре стал писать марши и танцы. Игре на духовых его обучал Барецци, композиции — Франческо Провези, композитор, поэт, церковный органист и дирижер симфонического оркестра Буссето, а фортепиано он овладел по самоучителю. В 15 лет Верди начал выступать как органист, дирижер и пианист, нередко в дуэте с дочерью Барецци Маргеритой, которая 8 лет спустя стала его женой. Тогда же он написал принесшие ему признание в Буссето увертюру и кантату «Безумие Саула».

В июне 1832 года 18-летний Верди, получив небольшую стипендию от благотворительного общества Буссето и денежную помощь от Барецци, отправился в Милан, чтобы поступить в консерваторию. Он не подходил по возрасту (принимались ученики до 14 лет), но был допущен к экзаменам, на которые представил свои сочинения. Экзаменаторы основное внимание уделяли фортепианной игре, которая оказалась у Верди недостаточно виртуозной, и он не был принят. Это было страшным ударом, о котором композитор вспоминал до кoнца жизни. Оставшись в Милане, Верди в течение 3 лет брал уроки гармонии и полифонии у профессора консерватории композитора Винченцо Лавиньи. Верди сочинял вставные номера к операм учителя, с блеском провел ораторию Гайдна «Сотворение мира» и в 1834 году получил заказ на оперу для миланского Филодраматического театра. Вскоре Верди вернулся в Буссето и в 1836 году, блестяще выдержав конкурс, занял место руководителя музыкальной жизни города. Он выступал как пианист, руководил духовым и симфоническим оркестрами, совершал с ними концертные поездки, писал симфонии, мотеты, марши, хоры, романсы. В 1838 году в Милане вышли из печати 6 романсов Верди.

Большие надежды возлагал композитор на постановку своей первой оперы. В начале 1839 года он вместе с женой и маленьким сыном (полуторагодовалая дочь скончалась в августе предшествующего года) переехал в Милан. Оперой заинтересовалась 23-летняя примадонна театра Ла Скала Джузеппина Стреппони, имевшая большое влияние на импресарио театра Бартоломео Мерелли, и тот согласился поставить оперу с новым либретто под названием «Оберто, граф ди Сан Бонифаччо». Премьера прошла с большим успехом в конце того же года, и с Верди был заключен контракт на 3 оперы. Однако вскоре на композитора обрушились несчастья. Сначала заболел он сам. Едва поправившись, принялся за сочинение новой оперы, но заболели жена и сын. «19 июня 1840 года третий гроб выносят из моего дома! Я был один!.. Один!..» Менее чем 3 месяца спустя состоялась премьера второй, комической оперы Верди, «День царствования», с шумом провалившейся. «С душой, истерзанной обрушившимися на меня несчастьями, ожесточенный провалом оперы, я убедил себя в том, что не найду более утешения в искусстве, и принял решение больше никогда не сочинять», — вспоминал композитор впоследствии.

Его вернул искусству импресарио Мерелли. Встретив погруженного в депрессию Верди, он насильно вручил ему либретто «Навуходоносора». Придя домой, композитор бросил рукопись на стол. Она раскрылась на словах, глубоко взволновавших его — «Лети, мысль, на золотых крыльях»: от них веяло Библией, которую Верди всегда любил читать. Однако твердый в своем решении не писать опер, композитор лег и попытался уснуть. Сон не шел, он снова и снова перечитывал либретто и к утру знал его наизусть. И все же отправился в театр с намерением вернуть либретто Мерелли. Тот выставил его из кабинета и запер дверь. Так Верди вернулся к творчеству.

Композитор считал, что премьерой «Навуходоносора» 9 марта 1842 года началась его творческая карьера. Успех оперы был исключительным. Особый восторг вызывали народные хоры. За три месяца состоялось 57 представлений — небывалое число для театра Ла Скала. Опера воспринималась как прямой призыв к борьбе за свободу родины. За «Навуходоносором» последовали еще 10 опер на историко-героические сюжеты, столь же созвучные умонастроениям 1840-х годов («Ломбардцы в первом крестовом походе», «Эрнани», «Аттила», «Битва при Леньяно» и др.). Верди обращается к выдающимся произведениям мировой литературы — драмам Вольтера и Шиллера, Гюго и Байрона и впервые — к высоко ценимому им Шекспиру. В «Макбете» композитор начинает ту глубокую психологическую разработку характеров, которая впоследствии прославит оперы центрального периода его творчества.

Этот период открылся тремя шедеврами — «Риголетто», «Трубадуром», «Травиатой» (1851—1853). Показ больших народных движений сменился темой социального неравенства, борьбы за свободу личности. Первые постановки трех наиболее популярных опер Верди прошли по-разному. «Риголетто» вызвал цензурные запреты, а его мелодии сразу же разлетелись по стране. Премьера «Трубадура» была триумфальной: даже вышедший из берегов Тибр не помешал римской публике с утра осаждать кассу театра. «Травиата» же, наоборот, провалилась: необычный для оперы серьезного жанра современный сюжет, глубокое сочувствие к падшей женщине, вызывающе подчеркнутое названием (traviata — заблудшая), осуждение морали буржуазного общества не были приняты слушателями. Отблеск сюжета «Травиаты» упал на личную жизнь композитора. С конца 40-х годов он жил в гражданском браке с Джузеппиной Стреппони. Певица, столь способствовавшая успеху первых опер Верди, рано потеряла голос и, не достигнув 35 лет, в 1849 году оставила сцену. В провинциальном Буссето ее свободный союз с Верди осуждали, в том числе и родители композитора и бывший тесть Антонио Барецци, возможно, не допускавший мысли, что кто-то может заменить любимую дочь в жизни Верди. Впрочем, позднее он примирился с этим выбором, оценил сердечность и живой ум Джузеппины и стал ее искренним другом. Верди и Стреппони, подобно Виолетте и Альфреду, мечтали об уединенной жизни на природе, и композитор купил недалеко от Буссето участок земли. В этом имении, названном Сант-Агата, они провели долгие годы, оформив свой брак в 1859 году. Много сил и труда было вложено в прекрасный парк, выросший вокруг дома на голой равнине; в честь триумфальных премьер «Риголетто» и «Трубадура» были посажены фруктовые деревья, а провал «Травиаты» отмечен печальной плакучей ивой.

К 40 годам Верди достиг вершины творчества, но не почил на лаврах; правда, работал уже не с прежней интенсивностью. Оперы 1855—1867 годов очень различны. Одни свидетельствуют о стремлении Верди овладеть жанром французской большой оперы («Сицилийская вечерня», «Дон Карлос», написанные по заказу парижского театра Grand Opera на французском языке). Другие продолжают традиции знаменитой триады начала 50-х годов («Симон Бокканегра», «Бал-маскарад»). Свидетельством широкого признания достижений Верди служит заказ, полученный из Петербурга: для Итальянской оперы, постоянно выступавшей в столице Российской империи с 1843 года, он пишет «Силу судьбы». Она поставлена в 1862 году в не существующем ныне Большом театре (на его месте находится здание консерватории), и Верди дважды приезжает в Петербург: вначале репетирует с им самим отобранными певцами, а затем присутствует на первых спектаклях.

1860-е годы — время бурных перемен в Италии, а Верди еще с 40-х годов был их знаменем. Не случайно постановки его первых опер воспринимались как непосредственный призыв к борьбе за свободу Италии, вызывали политические демонстрации и цензурные запреты, хотя события в них редко разворачивались на итальянской земле и никогда — в современную эпоху. А позднее именем VERDI зашифровывали символ единой Италии: имя короля Виктора Эммануила (Vittorio Emmanuele Re d'Italia), под властью которого большая часть страны была воссоединена в 1860 году. Верди был одним из депутатов от родного города Буссето, приехавшим к королю с мандатом о присоединении Пармского герцогства к единому королевству. В конце 1860 года композитор был избран депутатом в единый национальный парламент объединенной Италии. Он разработал проект реорганизации музыкальных учреждений: консерватории должны находиться в ведении государства и иметь постоянную связь с театрами; открытым голосованием весь народ будет избирать лучших певцов и оркестрантов. Однако Верди быстро разочаровался в работе парламента («они только непрестанно ссорятся и тратят зря время») и при новых выборах в 1865 году отказался от звания депутата.

Конец 1860-х годов принес несколько тяжелых утрат. В январе 1867 года умер его отец, разбитый параличом, полгода спустя — Антонио Барецци: «Ему я обязан всем, всем. И только ему одному, никому другому... Он любил меня как собственных сыновей, а я любил его как родного отца!», — писал Верди. По просьбе умирающего он играл ему отрывки из «Навуходоносора». На следующий год скончался Россини, и Верди предложил почтить его память коллективным сочинением Реквиема. Замысел осуществить не удалось, и в 1874 году Верди написал свой Реквием — одно из лучших и популярнейших произведений этого жанра. Партию сопрано на премьере пела Тереза Штольц, чешская певица (настоящее имя Терезина Штольцова), с 30 лет выступавшая в Италии. Моложе Верди на 21 год, она стала последней любовью стареющего композитора, пережив его всего на год.

С 70-х годов начался последний период творчества Верди, принесший такие абсолютные шедевры, как «Аида» и «Отелло». Заказ на «Аиду» пришел из Египта: ею был открыт новый театр в Каире. Премьеру следующей оперы пришлось ждать более полутора десятилетий, и постановка «Отелло» в Ла Скала в 1887 году вылилась в подлинные национальные торжества. Пышным чествованием сопровождалась и премьера последней оперы Верди, «Фальстаф», 6 лет спустя. Обе оперы вдохновлены Шекспиром и — редчайший случай в мировом музыкальном театре — конгениальны литературному шедевру. Между этими премьерами театр Ла Скала готовился в 1889 году отметить 50-летие со дня исполнения первой оперы Верди, предполагая представить панораму его творчества от «Оберто» до «Отелло». Композитор упорно сопротивлялся, считая, что «среди множества ненужных и бесполезных вещей, происходящих на свете, такой юбилей — вещь самая ненужная». К 80-летию Верди правительство присвоило ему титула маркиза Буссето; еще в 1874 году композитор стал сенатором. Мог ли мечтать об этом мальчик из глухой деревушки, появившийся на свет в самое тяжелое военное время — наполеоновской оккупации, нашествия союзных войск?

В конце творческого пути Верди несколько раз обращался к духовным вокальным жанрам, использовав тексты Данте и Библии. «Pater Noster» и «Ave Maria» были исполнены под управлением автора в 1880 году в театре Ла Скала, «Четыре духовные пьесы» впервые прозвучали в 1898 году в Париже. Одна из последних, «Stabat Mater», была написана в 1897 году, незадолго до погрузившей композитора в глубокую печаль смерти Джузеппины Стреппони: «После полувековой совместной жизни я один, один, один; без семьи, в ужасающем одиночестве... и мне 85 лет!!» Его одиночество скрашивала Тереза Штольц, по некоторым предположениям ставшая последней женой Верди. Однако она никогда не задерживалась на вилле, продолжая петь во многих театрах Италии. Старость все больше угнетала композитора. «Я не болен, но я слишком стар!! Проводить жизнь, ничего не делая! Это очень тяжело». Верди подолгу жил в Сант-Агата, любил гулять по саду, но настал момент, когда не хватило сил и на это: его вывозили в сад в кресле. Зиму он проводил в Милане и в январе 1901 года был разбит параличом.

27 января Верди скончался. «Маэстро умер. Он унес с собой много света и жизненной силы, — писал его друг и либреттист последних опер Арриго Бойто. — Никогда еще я не испытывал такого чувства ненависти к смерти, такого отвращения к таинственной, слепой, бессмысленной, торжествующей бесстрастной силе». На третий день, в соответствии с завещанием Верди, состоялись скромные похороны — без музыки, без речей, рано на рассвете, в присутствии только близких людей. 24 февраля, также согласно его воле, прах Верди и Джузеппины был перезахоронен возле основанного им Дома престарелых музыкантов. Теперь любимого композитора к месту последнего упокоения провожал весь город — более 300 тысяч миланцев — под мелодию хора из «Навуходоносора» «Лети, мысль, на золотых крыльях», которую исполнял хор из 900 человек под управлением Тосканини.

А. Кенигсберг


Итальянский композитор. Родился 10 октября 1813 г. в небольшой деревушке Ле Ронколе, близ города Буссето (Северная Италия).

С семи лет Верди берет уроки музыки у местного органиста Байстрокки, с двенадцати — замещает на церковных богослужениях своего умершего учителя. В 15-летнем возрасте дирижирует филармоническим оркестром в Буссето, пишет первые произведения (увертюры, марши для духового оркестра, небольшие фортепианные пьесы). На средства благотворительного общества юноша отправляется в Милан (1831). Однако в консерваторию он не принят... за недостаточностью музыкальных данных и за профессиональной непригодностью. В течение нескольких лет Верди занимается у композитора и дирижера В. Лавиньи, затем возвращается в Буссето (таково было условие благотворителей), где занимает место директора филармонического общества.

В ноябре 1839 г. в Милане проходит премьера первой оперы Верди — «Оберто, граф Бонифачо». Успех превосходит самые смелые ожидания автора и — что важнее — антрепренера театра. Молодому композитору заказывают новую оперу — «Мнимый Станислав». Однако страшное несчастье, обрушившееся на Верди (заболевают и гибнут его жена и дети), выбивает музыканта из творческой колеи, погружает его в состояние сильнейшей душевной депрессии. Опера «Мнимый Станислав», естественно, не удалась; поставленая в 1840 г. в «Ла Скала», она провалилась.

Поборов душевный кризис, Верди вновь возвращается к работе. В 1842 г. он пишет оперу «Навуходоносор» (по-итальянски — «Набукко»), в 1843 г.— «Ломбардцы в первом крестовом походе». Оба произведения получают огромный общественный резонанс. В стране, охваченной национально-освободительным движением, сюжеты Верди (борьба свободолюбивого народа против тирании иноземцев — в первом случае; крестоносцы, освобождающие Иерусалим от неверных,— во втором) импонируют слушателям, вызывают прилив патриотических чувств. Подобно «Вильгельму Теллю» Россини и «Норме» Беллини, постановки «Навуходоносора» и «Ломбардцев» воспламеняют революционно настроенную аудиторию, побуждают к действию, подстрекают к восстанию. Спектакли, как правило, сопровождаются политическими манифестациями.

К концу 40-х гг. Верди — популярнейший композитор страны, признанный после смерти Доницетти главой итальянской оперной школы. Имя музыканта связывается с передовыми устремлениями нации, его искусство — со жгучими проблемами современности. Перед ним гостеприимно распахиваются двери театров, многочисленные заказы и договоры стимулируют дальнейшие творческие усилия. Интенсивно работая, композитор создает в течение семи лет (1842—1849) 13 опер. Лучшие из них: «Эрнани» по драме Гюго (Венеция, 1844), «Макбет» по трагедии Шекспира (Флоренция, 1847), «Луиза Миллер» на сюжет драмы Шиллера «Коварство и любовь» (Неаполь, 1849).

Французская революция 1848 г. откликнулась мятежами во многих провинциях и городах Италии. Верди получает письмо за подписью видного общественного деятеля Мадзини: «Теперь, как никогда, Италия нуждается в вашей музыке...». По просьбе Мадзини композитор создает героический гимн «Звучи, труба!». Его следующее произведение — «Битва при Леньяно». Посвященная славной победе ломбардцев в борьбе за объединение страны, опера воспринимается в 1849 г. как актуальный политический лозунг. Премьера «Битвы при Леньяно», состоявшаяся за 10 дней до знаменитого римского восстания, проходит с грандиозным успехом; хор «Viva Italia!» из первого действия звучит революционным кличем в устах итальянских патриотов.

Лейттема искусства Верди 50-х гг.— противопоставление добра злу, душевной красоты — моральному уродству, мира обездоленных и гонимых — миру лжи, насилия и деспотизма. Композитора интересуют судьбы простых, подчас заурядных людей, в центре его внимания — трагические конфликты, порождаемые социальным неравенством и сословными предрассудками, узаконенными современным ему буржуазным обществом; действительность, окружавшая музыканта, предоставляла ему достаточно материала для наблюдений. Все более явственно проскальзывает в творениях Верди критическая нотка; гражданский пафос, свойственный певцу общественно-исторических катаклизмов, принимает иные, более конкретные очертания, социальные мотивы - иное, более реальное звучание. Не случайно в лучших операх композитора 50-х гг. полководец и герой уступают место жалкому шуту и кокотке. Постепенно, исподволь, реализм приходит на смену ранее доминировавшему в творчестве Верди романтизму.

В период с 1851 по 1859 г. композитором создано шесть опер: «Риголетто» (Венеция, 1851), «Трубадур» (Рим, 1853), «Травиата» (Венеция, 1853), «Сицилийская вечерня» (Париж, 1855), «Симон Бокканегра» (Венеция, 1857) и «Бал-маскарад» (Рим, 1853). Гневным протестом, укором в адрес сильных мира сего проникнуто каждое из этих произведений, идет ли в них речь о трагедии отца, потерявшего единственную дочь, о судьбе отверженной обществом женщины или о бездомной цыганке, враждующей с могущественным феодалом... Оперная триада — «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата», утвердившая принципы реализма в искусстве Верди, — получила всемирную известность и обессмертила имя композитора.

По заказу петербургского Мариинского театра Верди заканчивает в 1861 г. оперу «Сила судьбы». Дважды — в 1861 и 1862 гг.— композитор посещает Россию, присутствует на спектаклях «Силы судьбы» в Петербурге, «Трубадура» — в Москве. Он тепло встречен русской публикой; А. Серов в статье «Верди и его новая опера», не замалчивая недостатков «Силы судьбы» (крайне запутанное, неправдоподобное либретто), считает необходимым отметить «великий, близкий к гениальности» талант итальянского мастера.

Следующая опера Верди — «Дон Карлос», по Шиллеру, — написана под впечатлением поездки в Испанию. Очарованный народнопесенной культурой обитателей Пиренейского полуострова, композитор привносит в свое сочинение полюбившиеся ему интонации и ритмы. Идея оперы — изобличение мрачной сущности католицизма — была достаточно актуальна в пору усилия клерикализма к церковного гнета на родине Верди.

По просьбе египетского хедива Измаила-паши, композитор пишет в 1870 г. оперу «Аида». В Каире премьера «Аиды» была приурочена к открытию Суэцкого канала (декабрь 1871 г.); в Италии первая постановка оперы состоялась на сцене театра «Ла Скала» (1872) и увенчалась триумфальным успехом. Сюжет, с его пышной восточной экзотикой, напряженной интригой, обилием остро-драматических ситуаций, предоставил музыканту возможность развернуть во всем великолепии и блеске свой живописный талант. Мелодическое богатство «Аиды» необычайно, ее арии и романсы по сей день живут интенсивной концертной жизнью. Наряду со знаменитой оперной триадой 50-х гг., «Аида» — популярнейшее создание итальянского композитора.

В течение следующих 15 лет Верди, по существу, молчит. Композитор, создававший в период подъема национально-освободительного движения одну-две оперы ежегодно, в обстановке наступившей реакции чувствует себя «не у дел». Реквием памяти А. Мандзони, струнный квартет, несколько вокальных пьес - этим исчерпывается список произведений 1871—1836 гг.

Тем с большим энтузиазмом встречает итальянская аудитория очередное творение Верди — оперу «Отелло», по трагедии Шекспира (Милан, 1887). Вершина реалистического искусства композитора, одно из уникальных созданий мировой музыкальной классики, опера подводит итог многолетним творческим исканиям Верди, сочетает характерную для музыканта верность традициям со смелыми новшествами, расширившими горизонты национальной оперной школы. «Гениальный старец Верди в «Аиде» и «Отелло» открывает для итальянских музыкантов новые пути», - писал в 1888 г. П. Чайковский.

Последняя опера Верди — «Фальстаф», на сюжет «Виндзорских проказниц» Шекспира (Милан, 1893). Блестящая, жизнерадостная музыкальная комедия, она венчает полуторавековую эволюцию итальянской buffa; одновременно — жизненный и творческий путь Джузеппе Верди.

27 января 1901 г., в Милане, композитор скончался.

М. Сабинина, Г. Цыпин


Итальянский композитор. Один из самых выдающихся мастеров оперного жанра. Автор 26 опер, большинство из которых не сходит со сцен оперных театров до настоящего времени. В лучших произведениях Верди органично сочетаются яркий мелодизм и глубина музыкальных характеристик героев, демократичность и изысканность. Вобрав все лучшее, что было достигнуто итальянской оперной школой (включая выдающихся мастеров бельканто), Верди необычайно расширил музыкальную палитру оперных средств выражения, открыл новые пути, ведущие к современности, оставаясь при этом верным реализму.

Творческие принципы Верди, прожившего долгую жизнь, разумеется, претерпели значительную эволюцию. От ранних, достаточно незрелых произведений, до монументальной "Аиды" с ее глубиной - дистанция огромного размера. Особняком стоят две последние оперы "Отелло" и "Фальстаф", в которых отразилась восприимчивость мастера к новым тенденциям в развитии музыкального языка.

В целом оперное творчество Верди можно разделить на три периода. Первый - до знаменитой "триады" ("Риголетто", "Трубадур", "Травиата"); период зрелости, вершиной которого явилась уже упоминавшаяся "Аида", и поздний, когда после длительного "периода молчания" (16 лет) появились два последних шедевра.

Для первого периода характерен интерес к историко-героической тематике ("Набукко", "Ломбардцы в первом крестовом походе", "Эрнани"), к сильным, исключительным личностям и страстям ("Макбет", "Луиза Миллер" по трагедиям В. Шекспира и Ф. Шиллера). В этих произведениях 40-х гг. формируются мелодика, драматургические приемы вердиевской эстетики.

В операх 50-60-х гг. талант Верди полностью раскрылся. Его интересуют уже не только исключительные герои, а все больше простые люди. Именно отсюда уже виднеется путь к веризму. Созданные в 1851-1853 оперы знаменитой "триады", с их демократичностью, ярким мелодизмом, насыщенным танцевально-песенными интонациями, принадлежат к вершинам оперной классики.

В следующих операх Верди (1854-1861) "Сицилийская вечерня", "Симон Бокканегра", "Бал-маскарад", "Сила судьбы" ощущается влияние большой оперы, связанное отчасти с работой Верди для парижской "Гранд-опера". Сложные сюжеты, массовые сцены, контрасты трагического и комического (особенно в "Бале-маскараде"), поиск новых драматургических и музыкальных средств выражения характерны для этого периода. Завершают его оперы "Дон Карлос" и "Аида". В последней Верди достигает небывалых высот в области музыкальных средств выражения, психологии чувств героев.

После уже упоминавшегося длительного перерыва (премьера "Аиды" состоялась в 1871) Верди пишет две последние оперы "Отелло" и "Фальстаф" - произведения новаторские, где непрерывность музыкально-драматического развития, сочетаясь с декламационным стилем, создает замечательный эффект единства музыки, слова и действия.

Большинство опер Верди составляют основу репертуара ведущих музыкальных театров во всем мире, в том числе в России. Даже менее знаменитые оперы композитора, такие как "Двое Фоскари", "Аттила", "Битва при Леньяно", "Разбойники", "Стиффелио" и другие, можно видеть на афишах оперных театров. Из русских постановок редко исполняемых опер Верди отметим первую постановку в России оперы "Битва при Леньяно" (1961, Казань).

Е. Цодоков

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова