Баркарола

12.01.2011 в 00:00.
Гондола на фоне острова Сан-Джорджо Маджоре. Художник Камиль Коро

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие.

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы - песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского - в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя - композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.

Л. В. Михеева


Это поэтичное и красивое слово вышло из употребления довольно давно, но ассоциируется с эпохой романтизма, не так ли?

Мы хорошо знаем слова "барка", "баржа", "баркас". Итальянское barca означает "лодка". Хуже мы знаем итальянский глагол rollare, что означает испытывать бортовую качку. Таким образом, баркарола — это качающаяся лодка. Но при чем тут музыка?

Музыкальные жанры нередко возникают от специфических ритмов. Перед нами один из таких примеров. Но особенность баркаролы не только в этом, а во всем, что связано с ее происхождением. Это характер песен, которые пели венецианские гондольеры, когда перевозили венецианцев по многочисленным каналам. Ритм монотонного покачивания и столь же монотонной гребли спокоен. Мелодии баркарол обычно безыскусны и меланхоличны, они как бы растворяются в городском пейзаже. Их размер чаще всего 6/8, 12/8. Триоли по три восьмых делают ритм мерным и однообразным. В жанре баркаролы писали как песни и романсы, так и инструментальные пьесы.

В XVIII веке баркарола мало использовалась в профессиональной музыке, в XIX веке ее ритм стал очень популярным у композиторов-романтиков. Вы, наверное, хорошо помните баркаролу П. И. Чайковского из Времен года (Июнь).

М. Г. Рыцарева

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова