Аранжировка

12.01.2011 в 18:14.

Французское слово arranger, как и немецкое arrangieren, в буквальном переводе означают устраивать, приводить в порядок. Однако в музыке этот термин приобретает несколько иное значение. В самом деле: трудно представить, что музыкальное произведение необходимо «привести в порядок»! Ведь композитор уже сделал в нем все, что считал нужным. И на русский язык в данном случае термин аранжировка переводят словом «переложение».

Переложить можно, например, оркестровую или оперную партитуру для исполнения на фортепиано в две или четыре руки. Напротив, фортепианную пьесу можно аранжировать для оркестра. Часто песни, сочиненные автором для голоса и фортепиано, перекладывают для хорового исполнения или фортепианную партию аранжируют для инструментального ансамбля.

Иногда аранжировку делает сам композитор, но чаще этим занимаются другие музыканты.

Порою на нотах можно прочесть: «Облегченное переложение». Такие аранжировки для исполнения на том же инструменте, на каком задумано автором, но технически менее сложные, делаются в помощь любителям музыки. Тем, кто не очень хорошо, не профессионально владеет инструментом, а хочет получить удовольствие от музицирования.

И, наконец, есть у этого термина еще одно значение: в джазовой музыке аранжировкой называются различные изменения, которые музыканты вносят непосредственно во время исполнения, импровизируя свою партию.

Л. В. Михеева


Во многих европейских языках это слово означает устроительство, приспособление, приведение в порядок. Два первых значения близки к тому, что стоит за этим словом в музыке.

В отличие от всех других искусств музыка живет лишь в непосредственном исполнении. И поскольку ее жизнь зависит от исполнителей, то согласитесь, что она существует в очень жестких условиях. На протяжении всей истории музыкальной культуры люди ищут способы освободить музыку от этой зависимости, "законсервировать" ее, дать возможность звучать независимо от исполнителя. Шарманки, музыкальные ящики, фонографы, граммофоны, магнитофоны, цифровая запись, синтезаторы, компьютеры, видео — все современнее становятся способы запечатления музыки и возможности ее воспроизведения без исполнителя.

И все же с давних пор, независимо от развития технических средств, существует способ переложения, приспособления музыкальных произведений для тех исполнителей, которые есть в наличии. Это не значит, конечно, что можно на скрипке или на флейте сыграть оркестровую вещь, а хор может исполнить фортепианную сонату. Возможности большинства инструментов ограничены. Но очень многое можно воспроизвести на рояле, на баяне. Чаще всего, однако, аранжируется ансамблевая музыка, духовая, народная инструментальная, вокально-инструментальная. Некоторые классические сочинения так популярны и существуют в стольких аранжировках для самых различных составов, что мало кто знает, для каких исполнителей оно было написано в оригинале.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова