Альбан Берг. Опера «Лулу»

Глава №122 книги «История зарубежной музыки — 6»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Вторая и последняя опера Берга «Лулу» *

* На основе музыки этой оперы Берг создал Лулу-симфонию (1934).

создавалась в 1929—1935 годах на материале одноименной драматической дилогии немецкого драматурга Франка Ведекинда, с весьма пикантными, подчас рискованными подробностями, разоблача­ющими лицемерие буржуазного общества.

В центре оперы – образ обольстительной женщины-хищни­цы, которая губит всех подпавших под власть ее рокового оча­рования: одни скоропостижно умирают или кончают с собой, пораженные глубиной ее безнравственности, других она уби­вает сама, третьи рядом с ней деградируют. В сюжете оперы наблюдается ракоходная симметрия, в ней последовательно от­ражены все этапы восхождения Лулу по общественной лестни­це и все пройденные ею ступеньки, неуклонно ведущие по этой же лестнице вниз. При этом каждая жертва Лулу в первой по­ловине оперы (три картины первого акта и первая картина второго) во второй половине (вторая картина второго акта и две картины третьего) имеет своего двойника, роль которого, по замыслу автора, поручается тому же исполнителю. Каждый из двойников обращается с Лулу примерно так, как она сама ранее обращалась со своей жертвой, – двойники осуществля­ют возмездие.

Несмотря на очевидную вопиющую безнравственность главной героини оперы, музыка любовных сцен с ее участием высвечивает высочайшую поэзию человеческих чувств. Так Берг выразил свое безусловное преклонение перед красотой. И в этом главное противоречие оперы. Примером выраженно­го в музыке на редкость вдохновенного любовного томления может служить лейттематический фрагмент, всплывающий во время сложных объяснений Лулу с доктором Шёном – дель­цом, ловкость, предприимчивость и мужественная энергия которого все же пробуждает в холодной красавице женщину, чего не мог добиться никто из остальных ее поклонников. Эта музыка выльется в прекрасное развернутое Grave между второй и третьей картинами первого акта.

Еще сильнее озадачивает основное противоречие оперы в заключительной сцене последней картины третьего акта -дуэте Лулу и Джека Потрошителя, патологического убийцы, являющегося двойником доктора Шёна. К тому времени геро­иня, преследуемая невзгодами и шантажом, оказывается на самом дне общества и вынуждена выходить на панель в Лон­доне, где она оказалась, скрываясь от преследователей. Дуэт построен на музыкальном материале, который ранее выражал любовь Лулу к впоследствии убитому ею доктору Шёну. Слу­шая поэтичнейшую музыку, можно подумать, если не вникать в смысл поющихся слов, что звучит один из прекраснейших любовных дуэтов мировой оперной литературы. На самом же деле здесь речь идет о том, во сколько обойдется Джеку Потрошителю обладание уже увядшими (и опасными для здоровья) прелестями Лулу (притом вовсе не о них помышляет Джек: он жаждет крови своей очередной жертвы).

Лейттематическая организация «Лулу» довольно близка тому, что наблюдалось в «Воццеке». Однако здесь каждый пер­сонаж имеет не только свой лейттематический комплекс, но и свою серию. Все эти серии тем или иным способом выводятся из основной серии (Urreihe) оперы. «Протянув нити интона­ционной общности между сериями, имеющими тематическое значение и закрепленными за определенными персонажами драмы, композитор как бы связал судьбы этих персонажей еди­ной фатальной цепью», – отмечает отечественный исследова­тель творчества Берга Д. Воробьев. Как было уже отмечено, техника полисерийности применялась Бергом еще в Лирической сюите. Продолжается в «Лулу» и опробованное в «Воццеке» использование инструментальных форм, причем некоторые из них, начавшись в одной картине, завершаются в следующей. По сравнению с «Воццеком» в «Лулу» больше вокальной кантилены – неслучайно эскизом для второй оперы служила концертная ария «Вино» на слова Ш.Бодлера (1929).

Опера «Лулу» долгое время была известна в незавершенном виде. Считалось, что Берг успел кончить лишь первые два акта; заключительный, третий при постановке дополнялся му­зыкальными фрагментами из предшествующих актов. На са­мом же деле композитор в эскизах написал последнее действие, опубликование которого по таинственной причине состоя­лось только после кончины вдовы Берга, последовавшей в 1976 году. В феврале 1979 года в парижской «Гранд-опера» под управлением П. Булеза опера впервые прозвучала полностью (партитуру третьего акта составил Ф. Черча).

* * *

Творчество Берга, в отличие от шёнберговского, завоевало всеобщее признание, в немалой степени за счет большего соци­ального критицизма своего содержания. Оно к тому же в еще большей степени отличается романтической выразительностью; «руины» романтической гармонии в нем просвечивают еще отчетливее, а ассоциации с классической тональностью возни­кают чаще. Особенно впечатляет его лирическая сфера, отлича­ющаяся необыкновенной психологической глубиной и одухотворенностью. Поэтому музыка Берга доступна довольно ши­рокой концертной аудитории и любима ею.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова